П
етергофские юбилеи
. І
т ип
Китайского дворца в
О
р
а
н
и
е
н
б
а
у
м
е
:
ою ф жи
и
образы
К 300-летию Ораниенбаума
Л. В. Никифорова
24
Стеклярусный кабинет Китайского дворца.
Фото 1980-х гг.
Стеклярусный кабинет, рас-
положенный в парадной анфиладе
Китайского дворца в Ораниен-
бауме, - интерьер совершенно
уникальный. Оригинальность его
отделки не меркнет на фоне других
чрезвычайно прихотливых инте-
рьеров XVIII столетия, богатого
на декоративные выдумки. Стены
кабинета отделаны декоративными
панно, основу которых составляет
холст, сплошь закрытый нитями, с
нанизанными на них перламутровы-
ми стеклярусными бусинами. Такие
стеклярусные «низки» нашивались
вплотную друг к другу, полностью
закрывая поверхность холста. По-
верх стекляруса выполнена вышив-
ка синелью - ворсистым крученым
шелком теплых пастельных оттенков.
Синель имеет не очень яркую, но чрез-
вычайно богатую цветовую гамму:
нежно-розовый, бледно-малиновый,
золотисто-желтый, вишневый, голу-
бой, зеленый, синий, оранжевый. Та-
кие изысканные оттенки составляют
колорит декоративных композиций
с цветами и птицами. Разноперые
птицы сидят на ветвях деревьев,
усыпанных цветами, отягощенных
плодами, чинно прогуливаются,
порхают вокруг пышных букетов,
установленных на изящных столи-
ках и этажерках. Птицы и растения
«переливаются всеми цветами
радуги, то мерцая, то вспыхивая в
луче света, излучая сияние, пере-
ливаясь рефлексами разноцветных
искр»1. Всего в кабинете 12 панно:
десять больших настенных и два
десюдепорта.
Стеклярусному кабинету по-
священо немало восторженных
описаний, но никто еще не отмечал,
что отделка Стеклярусной не просто
красива, прихотлива, изысканна,
но еще и содержательна. Стекля-
русным кабинетом надо не только
любоваться, его можно читать.
Некоторые птичьи истории вполне
узнаваемы, благодаря хорошо из-
вестным сюжетам басен и притч.
На панно боковой стены изобра-
жены два роскошных павлина, кото-
рые словно неспешно прогуливаются
и беседуют: головки обращены друг к
другу, клювы полураскрыты.
Павлины и попугаи, которые
порхают на соседних панно Стекля-
русного кабинета, были наделены в
поэзии XVIII века не слишком при-
влекательными чертами. Павлину
досталось за «скаредные ноги», рез-
кий голос и неумение летать. Все это
служило контрастом роскошному
оперению и давало повод примерно
к такому рассуждению: внешняя
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 23 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст