П
етергофские юбилеи
Императрица
Елизавет
Петровна и
Петергоф
К 300-летию со дня рождения
императрицы Елизаветы Петровны
Е. Я. Кальницкая
30
Императрица Елизавета Петров-
на (1741-1761) неизменно питала к
Петергофу особое отношение. Со-
храняя воспоминания детства, она,
наиболее законная из всех преемни-
ков и преемниц Петра I, поднятая
на престол гвардейскими штыками,
наследовала энергию своего великого
отца и, движимая чувствами предан-
ной дочери, всеми силами стремилась
сохранить заложенные им идеи и
образы петергофского пространства.
Вместе с тем, воспринимая Петергоф
родовым гнездом, она считала его раз-
витие семейным делом и мечтала при-
дать этому месту особую образность -
согласованную с предшествующими
эпохами, но персонифицированную
и узнаваемую.
С воцарением Елизаветы в Пе-
тербурге начался второй период
дворцового строительства. Новые
царские резиденции были призваны
продемонстрировать изменившуюся
культуру русского двора, которая в
это время оказалась под сильным
французским влиянием. Сама им-
ператрица, ученица французского
гувернера и послушная дочь своего
духовника отца Дубянского, про-
водила время в бесконечных балах
и церковных службах, в заботах о
парижских модах.
Несмотря на сложности поли-
тических отношений с Версалем1,
в течение своего долгого царство-
вания Елизавета Петровна уделя-
ла внимание французской моде,
французскому театру, французской
культуре. Париж воспринимался
как общепризнанная культурная
столица Европы, своеобразная
«столица вкуса». Каждый русский
стремился побывать во Франции, и
известно ироничное высказывание
одного из французов, находившихся
в России времен Елизаветы Петров-
ны, заметившего, что в Петербурге
«только и делают, что уезжают и
Императрица Елизавета Петровна.
К. Ванлоо. 1760 г. ГМЗ «Петергоф»
приезжают»2. Франция явилась ге-
нератором не только политических
и философских, но и художествен-
ных идей.
В елизаветинское время в Рос-
сии в дворцовом оформлении до-
стиг своего апогея стиль барокко,
который во Франции XVII столетия
был созвучен картине мира. На-
чальный этап французского барокко
относится ко времени правления
Людовика XIV, и пышное убран-
ство версальских покоев некогда
поразило молодого Петра. Только
практические трудности не позво-
лили ему в полной мере перенести
то великолепие к себе в столицу.
Петергоф с воцарением Ели-
заветы принял характер личной
резиденции, места отдыха, куда
допускались только специаль-
но приглашенные лица. В начале
своего царствования императрица
вела здесь в значительной степени
спокойный образ жизни, предава-
лась малодоступным ей в столице
удовольствиям. Местопребыванием
ее был «Монплезир», где она сама
готовила в кухне еду, разводила
огород, осматривала кладовые,
ужинала с близкими под деревьями
Монплезирского сада. Напоми-
нающий об отце скромный дворец
был и ее любимым местом. Охрану
«Монплезира» осуществлял Семе-
новский полк, в котором служил
А. В. Суворов, и известен анекдот о
том, как Елизавета пожелала дать
П. А. де Сент-Илер. Аксонометрический план. Центральная часть
петерогфского ансамбля со стороны Верхнего сада.
1771 г. ГМЗ «Петергоф»
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 29 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст