П
етергофские юбилеи
32
Вид Большого дворца и Большого каскада.
И. Айвазовский. 1837 г.
В своем донесении Канцелярии от
строений Растрелли писал: «Ее Им-
ператорское величество всемилости-
вейшая Государыня, преднасколько
времени до величайшего своего от-
ъезда (из Петергофа. -
Е.
К.) изустно
соизволила ему приказать сочинить
проект для прибавления в Петергофе
к старым каменным палатам вновь
немалого каменного строения»6. Под
новым каменным строением под-
разумевалось создание двух новых
корпусов - Церковного и корпуса
«Под Гербом».
Несмотря на то, что проект еще
не был «опробован», чертежи не
были подписаны, работы начались
«со всякой скоростью». Растрелли
предложил Канцелярии от строений
«пользуясь настоящим удобным
временем, теперь же заготовить ма-
териалы на первый случай, а имен-
но: кирпича красного и белого до
миллиона штук». Уже осенью 1746
года в Петергоф было доставлено
подрядчиками 291 000 кирпича, за-
тем возобновилась выделка кирпича
на заводе в Мартышкино.
В 1747 году зодчий рапортовал
Канцелярии, что «Ее императорское
величество чертежи, план и фасад
предлагаемых по обе стороны ста-
рых палат флигелей собственною
своей рукою подписать соизволила,
а изустным указом ему повелела при
том строении приготовить фунда-
мент, во-первых, для флигеля, при
котором на том плане назначена
быть церковь, но по выкопании рвов
фундаменты без высочайшего ее
императорского величества присут-
ствия не закладывать, так как при
закладке Государыня изволит быть
сама»7. 14 июня 1747 года был под-
писан указ об отпуске в Канцелярию
от строений средств «на построение
новоначинающейся в Петергофе
каменной церкви» 15 000 рублей, а
уже через месяц Елизавета получи-
ла рапорт об окончании каменных
работ по церкви и галерее.
Императрица была искренне
набожна. Церковь Большого дворца
она полюбила и каждое воскресение
во время пребывания в Петергофе
ходила туда к обедне, с трепетом
относилась к православным святы-
ням. Елизавета пела в хоре, знала
церковную службу. Церковь была
открыта круглый год и фактически
стала приходской, - во время от-
ъездов императрицы ее мог посетить
любой прихожанин.
Парадная лестница
Большого петергофского дворца
Таким образом, сохранив основ-
ную композицию петровского двор-
ца, Растрелли расширил его цен-
тральную часть и изменил форму
куполов на боковых павильонах,
при оформлении которых позволил
себе наибольшую декоративную
фантазию. Корпус под гербом был
увенчан не двуглавым, а трехгла-
вым орлом, в лапы которого зодчий
вложил державу, скипетр и меч как
символ обороны государства. В
первоначальном варианте церковь,
как и Корпус под гербом предпо-
лагалась одноглавой. Однако в 1746
году зародилась мысль обратиться к
традициям древнерусского зодче-
ства, применив типичное москов-
ское пятиглавие.
«Прикрепление» декоратив-
ных боковых куполов к средне-
му, покрывающему всю церковь,
явилось у Растрелли творческой
переработкой традиционных форм.
Верхний сад был обнесен оградой
с железными воротами. Одно-
временно архитектор предпринял
изменения в устройстве фонтанов
перед дворцом: был вырыт Самсо-
ниевский канал, старые деревян-
ные трубы заменены чугунными.
Он задумал, но, к сожалению, не
успел выполнить устройство боль-
ших каскадов с двух сторон Боль-
шого грота. В конце концов водя-
ная декорация Петергофа, начатая
Ж. Б. Леблоном и законченная Рас-
трелли, двумя так мало схожими
творцами, стала рассматриваться
как органичное целое.
Более радикальным изменени-
ям подверглось внутреннее убран-
ство, за исключением нескольких
комнат, оставленных в отделке пе-
тровского времени. Петергофский
дворец в творчестве Растрелли стал
первым носителем идей дворцового
оформления. Сегодня печать его
гения несут как общая композиция,
так и убранство ряда помещений
дворца: Парадной лестницы, церкви,
Танцевального зала и Аудиенц-зала.
Прием размещения Парадной лест-
ницы не в центре дворца, а сбоку
впоследствии стал излюбленным
приемом Растрелли.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 31 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст