П
.
етергофские юбилеи
При создании парадных залов
зодчий, несомненно, ориентировал-
ся и на «большой стиль» Людовика
XIV, перегруженный изощренными
деталями, но со значительной долей
симметрии в декоре. Мебель в инте-
рьерах становилась частью общего
декоративного замысла, в ее фор-
мах использовалась резьба в виде
завитков, стилизованных цветов,
птиц и фруктов. В свое время при
строительстве малых апартаментов
Версаля и Трианона Людовик XV
нарушил цельность «большого
стиля». В то время «версальский
тип» парадного убранства уже не от-
вечал новым французским вкусам.
Распространение орнаментально-
декоративного рококо как позднего
этапа барокко, иногда именуемого
стилем «a la Pompadour», пришлось
на годы правления Людовика XV,
когда страна находилась в состоя-
нии необычайного экономического
подъема, что влекло за собой тягу к
роскоши.
В период расцвета француз-
ского рококо пышные и богатые
по декоративной отделке инте-
рьеры создавали модные архи-
текторы Жиль-Мари Оппенор
(1678-1742) и Жюст-Орель Мей-
сонье (1695-1750). Стиль харак-
теризовался богатыми резными
орнаментами, уже не симметричны-
ми, а покрывающими поверхности
любой формы, обилием позолоты
и зеркал. Творчество Растрелли
испытало влияние Робера де Кота
(1656-1735), оформлявшего часть
апартаментов Версальского дворца,
Жак-Анжа Габриэля (1698-1782),
блестящего мастера рококо, авто-
ра Малых апартаментов короля
в Версале и Жермена Боффрана
(1667-1754), создавшего отели
«Субиз» и «Роган». Следование
принципам французского рококо в
работах Растрелли прослеживается
значительно шире, чем реминис-
ценции итальянского и южно-
германского барокко.
Сочетание элементов «боль-
шого стиля» и приемов тотальной
асимметрии рококо довело до совер-
шенства причудливый и капризный
завиток Растрелли, который под
руками русских мастеров приобрел
оригинальность и самобытность.
По сравнению с некоторой сдер-
жанностью барокко, рокайльные
интерьеры были перенасыщены
обилием завитков в виде раковин с
волнистыми и изорванными края-
ми. Изгиб линии в декоре порой
достигал предела - исчезала кон-
струкция, декорированная сплош-
ной резьбой, извивавшейся во всех
направлениях.
Особое внимание Растрелли
уделил в интерьерах зеркалам, кото-
рые еще совсем недавно считались
в России не просто диковинным,
но греховным предметом. Теперь
появилась целая философия зер-
кал, раздвигавших пространство,
создававших иллюзорные эффекты
бесконечности, множивших мер-
Плафон с изображением
императрицы Елизаветы Петровны
в образе Весны.
Б. Тарсиа
цающие огни свечей и многократно
отражавших пышные толпы при-
дворных. В интерьерах петергоф-
ского дворца зеркала приобрели
характер декоративного материала
с присущими ему характерными
свойствами.
Без сомнения, мода на зеркаль-
ные интерьеры пришла в Россию
из Версаля: гравированные изо-
бражения деталей отделки Зеркаль-
ной галереи распространились по
всей Европе. В знаменитом «Курсе
архитектуры» Ш. Давилье и до-
полнениях к нему Ж. Б. Леблона
публиковались серии проектов
украшения зеркалами каминных
ламбри и настенных панелей. В Тан-
цевальном зале Большого дворца,
где окна располагались только на
двух сторонах, был применен прием
ложных зеркальных окон, решив-
ший проблему освещения.
Зеркал в интерьерах елизаве-
тинского времени было так много,
что порой это приводило к курьезам.
Известен анекдот о матери фаворита
императрицы, Алексея Разумовско-
го, которую сын привез ко двору из
глухого села под Черниговом. Оде-
тая в модное платье, напудренная
и нарумяненная старушка, увидев
свое отражение в зеркалах, при-
няла себя за императрицу и упала
на колени8.
Основное свойство петергоф-
ских интерьеров Растрелли заклю-
чалось в том, что какое бы назначе-
ние они не имели - являлись ли па-
радными залами или внутренностью
церкви - их облик носил светский,
Танцевальный зал Большого петергофского дворца
33
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 32 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст