П
етергофские юбилеи
34
увеселительный и праздничный
характер. Императрица неизменно
бывала в Петергофе в период строи-
тельства, о чем свидетельствуют
камер-фурьерские журналы. Они
фиксируют летние и зимние визиты,
когда она бывала здесь проездом.
7 декабря 1745 года Елизавета
остановилась в Петергофе, следуя
из Гостилиц в Царское Село. Время
ее приезда было довольно позднее -
6 часов вечера, когда было уже
темно. Через семь лет, зимой 1751
года Елизавета почтила Петергоф
вечерним ужином, после которого
отбыла в Санкт-Петербург. Ужин
был совмещен с осмотром уже вчер-
не отделанных помещений «средне-
го дворца» (т. е. центральная часть
Большого дворца. -
Е. К.)9.
В июне 1750 года «Ея Император-
ское Величество соизволила шество-
вать из Санктпетербурга в Петергоф,
для летнего житья, и в дороге на даче
Графа Ивана Ивановича Шувалова
обеденное кушание кушать, а после
кушанья в вечеру, от оной дачи со-
изволила ехать верхом и заезжать на
дачу Его Сиятельства графа Алексея
Григорьевича Разумовского; а в Пе-
тергоф соизволила прибыть в 11-м
часу в половине, и по прибытии про-
исходила пушечная пальба»10.
При Елизавете в Петергофе
появился театр, страстной почита-
тельницей которого она была. В 1745
году здание старого манежа около
Большого дворца было перестроено
для проведения театральных спекта-
клей. Предпочитая всем жанрам опе-
ру, Елизавета назвала его «Оперным
домом». Здесь давались спектакли
французской и итальянской оперы,
играли французские комедии. В 1752
году на петергофской сцене выступал
знаменитый артист Федор Волков,
прибывший с труппой из Ярославля.
К тому времени Большой дворец
был полностью готов для пышной
жизни елизаветинского двора. Под
стать роскошному оформлению была
организация приемов, во многих
внешних проявлениях также ори-
ентированная на Францию. Импе-
ратрица принимала личное участие
в составлении регламента каждого
приема, проекта оформления и со-
става меню, согласовывала тип и
форму «куртажных платьев».
Елизавета Петровна необыкно-
венно гордилась своим строитель-
ством. В 1755 году она подписала
указ о том, «чтобы приезжающим
в Петергоф послам, посланникам и
прочим чужестранным кавалерам
во время их тамо пребывания для
гулянья и фонтаны пускать и чего
знатного они к показанию требовать
будут, все показывать и допускать».
Для приезжающих в Петергоф го-
стей был построен трактир «с залою
и четырьмя апартаментами». В 1757
году Растрелли переделал павильон
Эрмитаж, который императрица
очень любила. Стены его централь-
ного зала были сплошь украшены
151 картиной в шпалерной развеске.
Главной диковинкой павильона
стали подъемный стол и подъемное
кресло, задуманные еще Петром.
Сохранились многочисленные
упоминания в камер-фурьерском
журнале о ее пребывании здесь. 7
августа 1759 года «в субботу, поутру,
в Монплезире была конференция,
где изволила присутствие иметь
Ея Императорское Величество. А
пополудни в 3-м часу Ея Импера-
торское Величество с господами
министрами изволила следовать на
линейках в Эрмитаж каменный, что
в Нижнем саду, и кушать обеденное
кушанье в 11-ти персонах, который
стол окончился в 6-м часу».
Елизаветинский Петергоф был
связан со многими событиями
русской истории. В 1759 году им-
ператрица получила здесь известие
0 победе над прусскими войсками
при Кундерсдорфе и подписала
указ о награде генерал-поручика
П. А. Румянцева орденом Святого
Александра Невского. 22 августа в
летнюю резиденцию императрицы
было торжественно доставлено 28
прусских знамен.
Елизавета бывала в Петергофе
значительно чаще, чем ее предше-
ственники и последователи. Суще-
ствует интересная статистика: Петр
1 за 15 лет своего правления провел
в своем любимом Петергофе 171
день, а Елизавета Петровна за 19
лет - 725 дней, то есть почти два
года.
..11 Организуемые в обновлен-
ном Петергофе церемонии возвыша-
ли и прославляли ее политическую
роль. Отмечались дни рождения и
тезоименитства императрицы, на-
следника и его супруги, маленького
великого князя Павла Петровича,
которого впервые привезли в Петер-
гоф в июне 1755 года, когда ему не
было года, годовщины восшествия
на престол и коронования, полковые
праздники императорской гвардии,
кавалерские орденские праздники,
викториальные дни. Все они со-
провождались литургией и благо-
дарственными молебнами в храме
Большого дворца.
При Елизавете зародилась тра-
диция совершать чин водосвятия
в одном из ближайших к церкви
водоемов Верхнего сада. «.1 числа
августа в Петергофе торжественно
празднован день праздника Проис-
хождения Честных Древ .
.. Обедню
Ея Императорское Величество и Его
Императорское Высочество изво-
лили слушать в большой церкви.
По окончании обедни следовали со
кресты на Иордань, которая сделана
была в верхнем саду на пруде против
галереи.
.. При погружении креста
происходила пальба из пушек. ;
духовные персоны и все кавалеры
приносили Ея Императорскому
Величеству и Его Императорскому
Высочеству поздравления»12.
Петровский Петергоф оказался
аккуратно «встроен» Растрелли в
следующий, елизаветинский, - ро-
скошный и импозантный. Строи-
тельство Растрелли не воспри-
нималось этапом в привычном
понимании этих слов, оно не было
отражением радикальной сменой
стилей, в нем бала заложена опреде-
ленная программа: сохранить, усо-
вершенствовать, отреставрировать,
продолжать семейную традицию.
Растрелли сумел достигнуть пол-
ного единства сооружения при
сохранении фрагментов из работ
своего предшественника и создать
величественное впечатление соору-
жению с помощи гармонии масс.
По словам, исследователя Петер-
гофа середины XIX века М. Пилсуд-
ского, Елизавета Петровна «обновила
все постройки и довела Петергоф до
такой степени совершенства, что он
смело мог соперничать, в особенно-
сти своими фонтанами, с Версалью
и Марли»13. Хочу убрать эту фразу
Расхожее название петровского Пе-
тергофа «русский Версаль» имеет
под собой только один аспект: по-
вторение идей фонтанного парка
на берегах Балтики. По мысли
Петра, превзойти Версаль должен
был не Петергоф, а дворец и парк в
Стрельне. Тогда как в петергофских
творениях Растрелли во дворцах и
регулярном парке ощущается со-
знательное следование традиций
Версаля. Елизаветинское барокко
с его версальскими реминисцен-
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 33 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст