И
ностранцы в Петербурге
«Честный ІелоВек старого покроя.
..»
О петергофских работах скульптора
и резчика Конрада Оснера
В. Я. Юмангулов
Петергоф. Нижний парк. Павильон «Эрмитаж».
Аксонометрический план П. А. де Сент-Илера 1775 года.
Научный архив ГМЗ «Петергоф»
Ранний этап становления и
развития светской скульптуры в
России в первой половине XVIII
века тесно связан с деятельностью
приезжих мастеров-иностранцев.
Нанятые на русскую службу ино-
странные скульпторы работали в
Адмиралтейском ведомстве, соз-
давая пластический декор кора-
блей для стремительно растущего
российского флота, выполняли
ответственные заказы Канцелярии
от строений, ведавшей всеми во-
просами строительства и убранства
дворцово-парковых резиденций,
преподавали в «художественных па-
латах» Академии наук и школах при
Канцелярии от строений. В области
скульптуры наиболее крупными из
работавших в России иностранцев
были итальянец К. Б. Растрелли,
француз Н. Пино и немец А. Шлю-
тер, оказавшие безусловное влияние
на развитие русского искусства того
времени.
Скульптор и резчик по дереву
Ганс Конрад Оснер по масштабу
своего дарования значительно
уступал вышеназванным именитым
художникам, однако, проработав в
России свыше сорока лет, он внес
свой вклад в формирование худо-
жественного облика крупнейших
памятников Петербурга и загород-
ных резиденций, а также воспитал
многочисленных учеников.
Справочники аттестуют К. Осне-
ра как «придворного скульптора
Петра Великого». Действительно,
он работал исключительно над ка-
зенными заказами и пользовался
благоволением Петра I (впрочем,
как и Анны Иоановны, в правление
которой он также много трудил-
ся). Сам мастер, хотя и жаловался
на «тяготы жизни в Московии»
и «чуждые, порой дикие нравы»,
испытывал к Петру I уважение и
чувство благодарности. «Если бы я
не состоял на жаловании, - писал
Оснер, - то мне нечем было бы
существовать, так как здесь нет ни
одного любителя искусства, кроме
Петергоф. Нижний парк.
«Каскад драконов» («Змеиная гора»,
«Шахматная гора»).
Акварельный
рисунок из альбома
Баженова 1796 года.
Научный архив ГМЗ «Петергоф»
Его Величества, которому да ни-
спошлет Бог долгую жизнь»1.
О Конраде Оснере до недавнего
времени имелись лишь отрывочные
и в ряде случаев противоречивые све-
дения2. Родился он 1 марта 1673 года
в местечке Нойнхоф (Neunhof) близ
Нюрнберга, юношей учился у лепщи-
ка Боле (Bohle) рисованию и технике
лепки, формовки, резьбы и чеканки, а
также учился в Мегельдорфе у скуль-
птора Георга Висхака (Wieshack). Об
этом и о немногих известных работах
Оснера у себя на родине сообщает
словарь Тиме и Беккера.
Конрад Оснер приехал в Рос-
сию в 1703 году по контракту, за-
ключенному с ним в Берлине, «в
службу.
..императорского величе-
ства к резному фигурному делу»3
и первые годы работал в Москве.
Имеются недокументированные
сведения о создании мастером фи-
гуры «Коронование Богоматери» в
Верхней церкви Богоявленского мо-
настыря и о его участии в создании
скульптурных украшений на куполе
церкви Знамения в Дубровицах под
Москвой.
45
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 44 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст