И
ностранцы в Петербурге
46
После начала строительства
Петербурга Оснер принял участие
в оформлении многих его сооруже-
ний. Не позднее 1708 года он создал
резные скульптурные детали соору-
женных архитектором Д. Трезини
Петровских ворот Петропавловской
крепости. При перестройке дере-
вянных ворот в камне в 1717-1718
годах на них был установлен круп-
номасштабный резного дерева
барельеф Оснера «Низвержение
Симона-волхва». Избранный би-
блейский сюжет полностью отвечал
часто используемым в искусстве
петровского времени аллегориям
нравоучительного и сатирического
характера, направленным против
врагов России. Язычник Симон
своей магией пытался вознестись
на небо, но силой молитв апостола
Петра был с позором низвергнут
на землю. Этот барельеф считается
единственной сохранившейся рабо-
той Оснера в России.
К. Оснер работал «при городо-
вом строении, в Летнем и Зимнем
доме.
.. отправлял всякую резную
работу на камне и на дереве и делал
модели для выливания свинцовых
фигур кашкада, грота и протчему».
Трудолюбием и исполнительностью
К. Оснера, судя по документам, не-
редко злоупотребляли. В одном из
прошений 1724 года мастер указы-
вал: «.пребываю в службе вашего
величества со всяким тщанием,
верностию и прилежанием таким
образом, что и сверх того работал,
что моему мастерству не подлежит
и в контракте моем не написано,
как штукатурная работа и убирание
гротов, которым меня отягощают».
Годовое жалованье Оснера в 1725
году составляло 500 рублей4.
К. Оснер участвовал в оформ-
лении Летнего сада. Небольшой
Летний дворец Петра I, построен-
ный по проекту А. Шлютера, и сад,
распланированный в регулярном
стиле, украшенный многочислен-
ными фонтанами и мраморными
скульптурами западноевропейских
мастеров, стали фактически пер-
вой парадной резиденцией царя и
первым значительным ансамблем
общественного назначения в новой
столице. Одним из чудес сада был
Лабиринт, устроенный по образ-
цу аналогичной затеи в Версале.
31 фонтан Лабиринта украша-
ли миниатюрные скульптурные
композиции на сюжеты нравоу-
Г -
1
Г
;
т
»
Петергоф. Нижний парк.
Павильон «Эрмитаж».
Планы и фасад.
Чертеж из альбома Баженова
1796 года. Научный архив
ГМЗ «Петергоф»
чительных басен Эзопа, которые
были снабжены пояснительными
табличками. Там же установили фи-
гуру знаменитого древнегреческого
баснописца. К. Оснер участвовал
и в обсуждении общих решений и
выполнял «модели фаболам» (име-
ются в виду модели для скульптур
на басенные сюжеты - «фаболы»,
установленные в Лабиринте), одна-
ко детальных сведений об этих его
работах нет.
Эффектным сооружением Лет-
него сада был павильон Грот, на-
чатый строительством в 1714 году
А. Шлютером и законченный в 1721
году Г. И. Маттарнови. В отделке
Грота К. Оснер также принимал
участие, но, как и в большинстве
других случаев, архивные сведения
ограничиваются указаниями типа
вышеприведенных: «отправлял
всякую резную работу.
.».
В 1724 году К. Оснер выполнял
резную и лепную работу в Благо-
вещенской церкви Александро-
Невской лавры. В 1731 году он
вместе с резным мастером К. Ганом
выполнял из дерева 17 статуй, 4 фи-
гуры орлов, 16 капителей и другие
резные украшения к Аничковым
триумфальным воротам, возве-
денным по случаю возвращения
двора Анны Иоановны из Москвы
в Петербург. А в 1741 году под ру-
ководством К. Оснера сооружалась
гробница над могилой императрицы
в Петропавловском соборе. В 1740
году он делал формы для отливки
из свинца статуй и орнаментальных
деталей для башни Кунсткамеры, в
начале 1740-х годов исполнил свин-
цовые фигуры драконов, дельфинов
и маскаронов для фонтана на Ца-
рицыном лугу, в 1743 году мастеру
поручали изготовить «резные фрон-
тоны и статуи в новостроющемся
Летнем дворце»5.
С первых лет строительства
грандиозного ансамбля в Петергофе
К. Оснер работал для убранства его
дворцов и фонтанов. В 1720 году он
исполнил модель опытного образца
барельефа для декора Большого
каскада. «Ныне делает одну штуку
из глины рещик Кондрат Оснер», -
доносил царю архитектор И. Браун-
штейн. Свыше тридцати барельефов
«живописной» манеры, блистающих
золочеными деталями на изумрудно-
зеленом фоне предназначались для
установки на подступенных стенках
водопадных лестниц. Рисунки ба-
рельефов выполнили архитекторы
Ж. Б. Леблон и И. Браунштейн,
отливка барельфов из свинца наме-
чалась в Англии. Опытную модель
Оснера Петр I одобрил, она стала
примерным образцом для остальных
барельефов6.
Скульптурами работы К. Осне-
ра был украшен петергофский
«Эрмитаж» - небольшой изящный
павильон, сооруженный архитек-
тором И. Браунштейном в Нижнем
парке в 1721-1725 годах. К. Оснер
по собственным моделям отлил из
алебастра четыре фигуры, олицетво-
рявшие времена года. Скульптуры
были попарно установлены по сто-
ронам двух полукруглых фронтонов
здания7.
Петергофские каскады Ниж-
него парка - Марлинский и Руин-
ный (нынешние каскады «Золотая
гора» и «Шахматная гора») - еще
в начале 1730-х годов оставались
недостроенными. Императрица
Анна Иоанновна повелела немед-
ленно привести эти сооружения «в
пристойный вид». В 1732 году для
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 45 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст