И
ностранцы в Петербурге
«Золотой горы» под руководством
К. Оснера были вытесаны мрамор-
ные профилированные валики для
обрамления ступеней каскада8.
Более значительным был вклад
мастера в завершение строительства
Руинного каскада. Вместо ранее
намеченных руин наверху каскада,
архитектор М. Г. Земцов предлагал
украсить сооружение статуей Герку-
леса. Резных дел мастера К. Оснер
и К. Ган в феврале 1732 года пред-
ставили Канцелярии от строений
модель фигуры, доказав при этом,
что отлитая в свинце скульптура
будет слишком тяжелой для сводов.
Канцелярия постановила «по выше-
объявленной модели Геркулесовую
статую делать из дубового лесу
резного дела мастеру К. Оснеру с
подмастерьями и учениками, а чтоб
была сделана в два месяца, выкра-
шена надлежащею краскою.
..»9.
Судьба той работы К. Оснера
неизвестна. В 1738 году был принят
новый проект отделки каскада и ре-
шение «наверху сделать пристойные
фигуры из которых бы вода шла.».
К. Оснер по рисункам архитекторов
И. Бланка и И. Давыдова выполнил
восковые модели трех сказочных
драконов. К апрелю 1739 года фи-
гуры были вырезаны из дерева,
обиты холстом, покрыты левкасом,
раскрашены и установлены на
места. Видимые издалека яркие и
динамичные фигуры разъяренных
чудищ дали новое название каска-
ду - Драконов10.
Подобная же сказочная кра-
сочность отличала скульптурную
композицию, созданную Оснером
для фонтана в Песочном пруду
Нижнего парка. По его восковым
моделям в 1739-1740 годах была
вырезана из дерева фигура «Рыба-
кит» и отлиты из свинца четыре
фигуры фантастических «морских
быков». Все скульптуры были ярко
раскрашены11. Декор фонтана про-
существовал до 1800 года.
О ряде работ К. Оснера в Пе-
тергофе сохранились настолько
скудные данные, что судить о них
сейчас невозможно. Так, например,
имеются упоминания об участии
К. Оснера в отделке фасадов Боль-
шой Каменной оранжереи в пе-
тергофском Нижнем парке, по-
строенной в 1722-1725 годах, о
«статуйках» работы К. Оснера на
кровле павильонов по сторонам
деревянной Померанцевой оранже-
реи, возведенной рядом с каменной
оранжереей в 1741 году и снесенной
в конце 1760-х годов из-за ветхости.
Не ясно также, какие конкретно
мраморные фигуры были взяты
мастером «от фонтаны Евиной», для
«починки»12.
Часто К. Оснеру поручались
экстренные работы. В 1724 году он
выполнил по рисункам архитектора
М. Г. Земцова модели для переделки
рук у двух свинцовых фигур гладиа-
торов, стоявших на Большом каска-
де, а в 1738 году отлил из свинца две
недостававшие фонтанные фигуры
дельфинов у подножия главного
фонтана Петергофа - «Самсон, раз-
рывающий пасть льва»13.
Выполнял он регулярные ре-
шения Канцелярии от строений «о
посылке в Питергоф резного дела
мастера Кондрата Оснера для осмо-
тра в садах свинцовых фонтанных
фигур». 2 июня 1744 года К. Оснер
докладывал Канцелярии: «По при-
сланному ко мне из Канцелярии Ея
Императорского Величества указу
писанному минувшего мая 21 дня
под № 2523 велено ехать в Питер-
гоф для осмотру в садах свинцовых
фонтанных фигур и по осмотре
ежели что востребуется починить
оное мне исправить немедленно
и что к нему потребно будет отра-
портоваться.
.. По силе того указу в
Питергоф ездил и в садах свинцовые
фонтанные фигуры осматривал и
по осмотру моему у фигур починки
имею тся. еще же под некото-
рыми тамо фигурами каменные
фундаменты все развалились от
чего наипаки тем фигурам может
чиниться всегда повреждение, а
у состоящей фигуры в Верхнем
саду называемая.
Просерпина
подпорку железом к настоящему
украшению убрать наподобие об-
лаков, да в Нижнем саду при Сам-
соне фигура называемая лев и оная
надлежит же за ветхостью пере-
делать вновь.
зимним временем
и для того повелеть означенную
фигуру называемую лев привесть в
Санкт-Питербурх для наилучшей
в том исправлении практики.
и
на оное исправление что потребно
будет какие материалы того буду
требовать по смете моей впредь,
а по означенной фигуре называе-
мой.
Просерпина подлежащей ко
украшению штуки исправятся здесь
при Санкт-Питербурхе.
тако же в
верхнем саду у сделанной фигуры
наподобие дубу во многих местах
листов не имеется чего для к наи-
лучшему украшению надлежит же
убрать другими листами и ту работу
исправить при Санкт-Питербурхе.
Соп^а^ ОВпег».
Новая фигура льва взамен об-
ветшавшей была отлита К. Оснером
в марте 1745 года14. С 1726 года
К. Оснер служил в Российской Ака-
демии наук. Преподавал «ваятель-
ное искусство» в архитектурном
классе, а с 1740 года учительствовал
в Рисовальной палате Академии15.
Дошедшие до нас свидетельства
характеризуют К. Оснера как трудо-
любивого и способного художника,
лишенного чрезмерных амбиций.
Я. Штелин с уважением писал о
нем: «При императрице Анне был
жив еще старый скульптор Конрад
Оснер из Нюрнберга, работавший
при Академии. Он имел в подчине-
нии также оставшихся скульптур-
ных учеников при дворе.
.. Напо-
Петергоф. Нижний парк. План Песочного пруда с фонтанными фигурами
«Рыба-кит и морские быки».
Чертеж середины XVIII века.
Научный архив ГМЗ «Петергоф»
4 7
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 46 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст