305-летию Петергофа
В
Р
о
с
с
и
и
надо Жить долго!
*
Интервью с президентом Государственного
музея-заповедника «Петергоф»
Вадимом Валентиновичем Знаменовым.
В. В. Знаменовработает в ГМЗ «Петергоф» с 1965 года. Это не просто целая эпоха - это большая и очень
счастливая судьба.
Вадим Валентинович человек основательный, коротким интервью с ним обойтись невозможно. Поэтому
сотрудники журнала «История Петербурга» - главный редактор С. Н. Полторак и внештатный корреспондент
журнала А. А. Жигалова - общались со знаменитым музейным работником трижды. В результате появилось
интервью, которое мы предлагаем вниманию читателей.
С. Н. Полторак: Каково, по ва-
шему мнению, предназначение музея
вообще и музея-заповедника «Петер-
гоф», в частности?
В. В. Знаменов:
Музей - это по-
пытка рассказать о том, что когда-то
было. Как говорится, «остановись,
мгновенье, ты прекрасно!». Музей - в
каком-то смысле волшебство, позво-
ляющее человеку вступить в мир
прошлого, как в зазеркалье.
Петергоф, несмотря на то, что он
пережил много потрясений, сохранил
главное: в нем по-прежнему присут-
ствует Гений Места. Это не только Петр
Великий, это вся его эпоха со сложными
переплетениями событий.
Предназначение Петергофа -
воссоздание модели мира, кото-
рый исчез, но, к счастью, исчез не
полностью. Петергоф уникален:
это единственная в мире морская
резиденция монарха. Только очень
смелые и уверенные в своих силах
люди могли построить свой дворец
на берегу моря, не боясь вражеских
кораблей, способных вторгнуться в
прибрежные воды в случае войны.
Вместе с теми, кто трудился
со мной в Петергофе еще в 1960-е
годы, я учился у таких выдающихся
музееведов, как А. М. Кучумов и
С. С. Гейченко. Они знали, что такое
музейная модель мира и воссоздавали
ее удивительно талантливо. Анатолий
Михайлович не уставал повторять,
что в музее все должно быть «живым
и теплым»: вошел в зал, а там, пред-
положим, на столике лежит перчатка
Марии Федоровны, словно госуда-
рыня только что вышла на минуту.
..
Этому, если честно, даже учиться поч-
ти невозможно. Такой дар музейному
работнику очень редко дается. Анато-
лий Михайлович Кучумов, например,
мог найти необходимые канделябры
XIX века в антикварном магазине на
Невском, 54, который в простонародье
назывался «Три ступеньки», умел на-
ходить и собирать нужные предметы.
Я же у него только учился, а насколько
успешно, судить не мне.
С. Н. Полторак: ваш личный вклад
в развитие ГМЗ «Петергоф» оценен не
только многочисленными государствен -
ными наградами, но и благодарностью
сотен тысяч людей, видевших в музее ре-
зультаты вашего труда. Но позвольте
попытаться взглянуть на этот вклад
с сугубо формальной стороны. За время
вашей работы насколько пополнились
фонды музея-заповедника новыми экс-
понатами?
B. В. Знаменов:
Труд музейного
работника оценить очень трудно. Никто
еще не придумал, как измерять затраты
души. Но, если говорить о пополнении
фондов, то такие цифры есть. С сен-
тября 1965 года по февраль 2009 года
в основной фонд поступили 141 383
предмета, а в научно-вспомогательный
фонд - 55 419 предметов (без учета
предметов, исключенных из фондов).
Для сравнения замечу, что до сентября
1965 года на музейном учете было 7404
предмета. Разумеется, в том, что наши
фонды значительно увеличились,
есть заслуга всего коллектива ГМЗ
«Петергоф».
C. Н. Полторак: Расскажите,
пожалуйста, как начиналась ваша
работа в Петергофе?
В. В. Знаменов:
В 1965 году я
встретил одного своего знакомого,
который предложил мне работу в
должности главного хранителя в
ГМЗ «Петергоф». Я удивился: мне,
недавнему выпускнику исторического
факультета Ленинградского уни-
верситета, и вдруг - такая солидная
должность. Согласился не сразу. Во-
первых, потому что у меня не было
опыта музейной работы, а во-вторых,
Петергоф я никогда не любил.
С детства я обожал Царское Село.
Еще мальчишкой приезжал туда на
электричке после школы и буквально
облазил в городе-музее все, что только
было возможно. Но работа есть рабо-
та. Подумал и согласился.
Что представлял собой Петергоф
в 1965 году? Стоял дворец, кровли
были в хорошем состоянии, били фон-
таны. После войны к тому времени
прошло 20 лет, и многое сотрудники
музея успели сделать. Низкий поклон
первым реставраторам, настоящим
мастерам своего дела.
Но экскурсионная жизнь музея
мне казалась фантастически неин-
тересной. Тогда в моде были тема-
тические экскурсии. Для моряков,
например, экскурсия «По голубым
просторам. », для школьников -
«Оживает сказка фонтанов». Даже
для металлургов зачем-то придумали
праздник в Петергофе.
К тому времени в музее уже
была экспозиция, сделанная до-
вольно умело. Можно было прийти в
«Монплезир»: он не сгорел во время
войны. Только один снаряд залетел в
окно Морского кабинета Петра I. Вся
живопись была на месте.
Но в самом дворце работы было
непочатый край. В Китайской го-
стиной, к примеру, не было ничего.
В Белой столовой, которая была уже
отреставрирована, достилали паркет,
* Редакция благодарит компанию «Соши1со» и Библиотеку-музей «Старая Коломна»
за помощь в проведении интервью.
5
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 4 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст