Б у
удни и праздники
кий); «Мебель и резьба по дереву»
(докладчик не указан). По воскрес-
ным дням были намечены четыре
популярные общедоступные лекции
Е. М. Браудо «Музыка в Петер-
гофе» со световыми картинами и
музыкальными иллюстрациями.
Слушателями тех курсов долж-
ны были быть люди грамотные,
поэтому приглашали преподава-
телей и учащихся петергофских и
петербургских учебных заведений,
а также молодежь, окончившую
«курс местных школ 2-й ступени».
Помимо лекций, сотрудники музея
проводили практические занятия во
дворцах, павильонах, садах и парках.
По окончании курсов «руководите-
лей экскурсий» им предполагалось
выдавать особые дипломы или удо-
стоверения. Для этого они представ-
ляли практические работы, своео-
бразные «небольшие диссертации»
по описанию отдельных дворцов,
павильонов и фонтанов.
События Гражданской войны,
эвакуация и возврат музейных цен-
ностей, учетная работа и многое дру-
гое помешали Ф. Г. Беренштаму осу-
ществить перспективную програм-
му подготовки своих, петергофских,
а не приходящих экскурсоводов.
Такие «штатные» кадры появились
в Петергофе только в начале 70-х
годов ХХ столетия. В двадцатые же
годы пришлось обходиться силами
своих научных сотрудников.
Представляют интерес шесть
первых экскурсионных маршрутов
«прогулок и экскурсий», предло-
женных Ф. Г. Беренштамом летом
1919 года: Нижний сад с «Монпле-
зиром», «Эрмитаж», «Марли» с
фонтанами и каменными оранже-
реями; Нижнее шоссе: Гранильная
фабрика, Бобыльск, Собственная и
Сергиевская дачи с оранжереями и
обратным путем по Верхнему шоссе
на Старый Петергоф; Английский
дворец и парк с Березовым домиком
и оранжереями; Царицын и Оль-
гин острова, Никольский домик,
Розовый павильон, Царская мель-
ница, Бельведер, церковь царицы
Александры и Сельский приказной
дом на Бабигоне; «Александрия» с
готической церковью, Сосновым
домиком, Фермерским дворцом,
«Коттеджем», Нижним дворцом
и парками; Знаменский дворец с
оранжереями и парком2.
Ф. Г. Беренштам настаивал
на срочном выпуске в огромном
Группа военнослужащих на
экскурсии.
Архив ГМЗ «Петергоф»
количестве листков, брошюр и
путеводителей по Петергофу. Эта
работа была выполнена сотрудни-
ками музея М. М. Измайловым,
А. В. Сергеевым, Т. В. Сапожнико-
вой и другими авторами после пере-
вода в 1924 году Ф. Г. Беренштама в
Публичную библиотеку.
Следующие 13 лет (с 1924 по
1937 год) хранителем, а затем заве-
дующим Управлением Петергофскими
дворцами-музеями и парками стал
Н. И. Архипов (1887-1967)3. Летом
1924 года в петергофских музеях по-
бывало свыше 50 тысяч туристов. Не-
многочисленному штату сотрудников
музея было сложно управлять таким
потоком, так как им нужно было еще
заниматься своей основной научной и
хранительской работой. Снова остро
встал вопрос о подготовке экскурси-
онных кадров, которым занимался
Ленинградский губернский совет про-
фессиональных союзов, в культотделе
которого была организована клубно-
экскурсионная секция и экскурсион-
ная база Губполитпросвета.
На Управление Петергофскими
дворцами-музеями и парками легла
ответственность за подготовку и изда-
ние путеводителей и популяризацию
Петергофа путем газетных и жур-
нальных статей, плакатов и лекций.
В январе 1925 года Н. И. Архипов в
докладной записке в Музейный отдел
Ленинградского отделения Главнау-
ки дал список четырнадцати экскур-
сионных тем, освоенных в 1924 году:
«Зарождение Петергофа» («Монпле-
зир» и парк); «Французский парк»;
«Английский парк»; «Романтизм
30-х годов XIX века и его отражение
на разбивке садов» («Александрия»,
«Коттедж»); «Быт XVIII века и
смена вкусов» (Большой дворец);
«Романтизм Николаевской эпо-
хи» («Коттедж», Царицын остров);
«Отзвуки романтизма и увлечение
XVIII веком» (Собственная дача);
«Влияние буржуазного общества
на придворный быт» (Фермерский
дворец); «Официальная народность
и национализм» («Сельский домик»);
«Готика в России» (вокзал, почтамт,
конюшни и Коттедж); «Зарождение
города Петергофа: его расцвет и
умирание в наши дни» (по улицам
Петергофа); «Вырождение династии»
(Нижний дворец); «Падение вкусов
в XIX и ХХ вв.» (Большой дворец,
Собственная дача и Нижний дворец);
«Эпоха реакции» («Коттедж»)4. Эта
тематика отражает тот факт, что на
музейную и экскурсионную работу
стала оказывать влияние идеология. В
1924 году значительно уменьшилось
количество музейных объектов. Для
туристов открыли всего 8 дворцов и
3 парка с павильонами. Наибольшее
количество экскурсий в Петергоф
направлял Губполитпросвет в сопро-
вождении своих специальных руко-
водителей. Воинские части, школы,
«частные граждане» и в том числе
лица с правом бесплатного осмотра
имели сопровождающих из числа
сотрудников дворца-музея5.
С октября 1924 года по 1 октя-
бря 1925 года Большой дворец по-
сетили 60 тыс. человек и «эта цифра
могла быть значительно увеличена,
если бы все желающие .
.. могли
быть пропущены, несмотря на то,
что летом приходилось пропускать
группы по 65 человек вместо нормы
в 30 человек». Помимо Большого
дворца, публике показывали еще
10 дворцов: Голландский домик,
«Марли», «Эрмитаж», Собствен-
ную дачу, Царицын и Розовый
павильоны, Фермерский дворец,
«Коттедж», Нижний дворец и «Бе-
резовый домик». Из числа музеев
были исключены четыре объекта:
Сосновый домик в «Александрии»,
Никольский домик, Царская мель-
ница, Сельский приказной домик.
Оставлены в качестве музейных,
но закрытых для обозрения, тоже
четыре: «Бельведер», Готическая
Церковь в «Александрии», Екатери-
нинский дворец (Екатерининский
57
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 56 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст