305-летию Петергофа
6
а вот дальше.
.. Дальше можно было
пройти только по балкам, потому что
ни полов, ни потолков не было.
На стенах, завешанных холстом,
посетители видели декреты советской
власти, на почетном месте стоял бюст
Ленина. Такая «экспозиция» была в
духе времени, но к музею она не имела
отношения. Иногда наиболее темпера-
ментные посетители после экскурсии
подходили ко мне или к кому-то из
сотрудников музея и возмущались
тем, что ничего толком не увидели.
Возражать было трудно.
A . А . Ж
и г а л о в а :
Вероятно, нужно
вспомнить добрым словом тех, кто на-
кануне прихода гитлеровцев в Петер-
гоф спасал музейные ценности.
B . В . З н а м е н о в :
Конечно. Труд
был большой. Причем, труд не столь-
ко физический, сколько моральный.
Нюансов было великое множество,
некоторые из них современникам
даже понять невозможно. Напри-
мер, начинали сотрудники музея
готовить коллекции к эвакуации, тут
же являлись бдительные сотрудники
компетентных органов - выясняли,
откуда произрастают пораженческие
настроения.
В начале эвакуации нужно срочно
было решать вопрос: что вывозить,
что оставлять. Я искренне сочувствую
сотрудникам музея того времени, по-
скольку им предстоял крайне сложный
выбор. Представляете, как болели души
сотрудников, когда они понимали,
что все невозможно спасти, что часть
коллекций придется оставить на ме-
сте?! Это сейчас некоторые поступки
работников музея кажутся наивными,
но если вдуматься, они были очень
трогательными и человечными. Напри-
мер, прекрасные ковры в Тронном зале,
которые невозможно было вывести,
просто засыпали песком, чтобы уберечь
от возможного огня. Заклеивались окна
в надежде на то, что это спасет от раз-
рывов бомб и снарядов.
Сотрудники были вынуждены
оставить прекрасную мебель. До сих
пор судьба мебели Большого дворца
неизвестна. Есть даже предположе-
ния, что ее погрузили на баржи и от-
правили в Кронштадт, но по дороге их
потопили вражеские самолеты.
В «Коттедже» мебель кое-как со-
хранилась, поскольку там размещался
нацистский госпиталь, и она была
нужна для повседневной жизни.
А . А . Ж
и г а л о в а :
Расскажите, по-
жалуйста, о восстановлении Ольгина
и Царицына павильонов.
В . В . З н а м е н о в :
Во многом восста-
новление этих павильонов состоялось
благодаря стараниям Нины Валенти-
новны Верновой. Она родилась в 1941
году, дитя блокады. Для нее война и
ее последствия - не просто события
истории, а очень личные события. Воз-
можно, это тоже сказалось на ее же-
лании, как можно больше сделать для
восстановления музеев в Петергофе.
Видели ли вы что-либо подобное
Ольгину и Царицыну павильонам?
Это уникальное место! А ведь в после-
военные годы территория у павильонов
представляла собой заболоченную
местность, где стояли полуразрушен-
ные, разграбленные стены и невозмож-
но было пройти без сапог.
От окончательного разграбления
Ольгин и Царицын павильоны спасла
пожилая сотрудница музея, которая,
по существу, по своей инициативе
охраняла то, что осталось от этих па-
вильонов. Хочется вспомнить добрым
словом этого славного человека и ска-
зать ей запоздалое «спасибо».
A . А . Ж
и г а л о в а :
Музей, которому
вы отдали столько лет своего труда,
официально называется Государствен -
ный музей-заповедник «Петергоф».
Понятие «заповедник» - это новое
явление?
B . В . З н а м е н о в :
К Петергофу
оно стало применяться не так давно.
Но само понятие «заповедник» суще-
ствовало еще в императорской Рос-
сии. Правда, цель тогда была другая.
Заповедники создавались для того,
чтобы не дробить имение, но и тогда
речь шла о необходимости сохранения
усадебных домов от сноса, переплани-
ровок. В законах Российской империи
об этом сказано вполне определенно.
Сейчас же понятие заповедника не
совсем ясное, хотя и формулирует-
ся, казалось бы, просто: сохранение
памятников архитектуры. Казалось
бы, все понятно: не сносить дома, под-
держивать в них порядок. Но статус
заповедника позволяет сберечь Пе-
тергоф как исторический памятник:
не превратить его в ЦПКиО, не пре-
вратить дворцы-музеи в рестораны,
дома отдыха.
C . Н
. П о л т
о р а к :
Что значит для
вас музей «Петергоф»?
В . В . З н а м е н о в :
Это моя жизнь.
Это тот ключ, который открыл мне
дверь в мир прошлого, называемый
историей. Давным-давно я остро
осознал, что «завтра» в какой-то мо-
мент может для меня не наступить.
Значит, нужно было спешить, чтобы
успеть сделать для Петергофа как
можно больше.
С . Н
. П о л т
о р а к :
В чем главное
отличие ГМ З «Петергоф» от других
пригородов Петербурга?
В . В . З н а м е н о в :
Все они не-
повторимы. Они построены очень
разными людьми - для очень разных
людей. Каждый из пригородов имеет
свою исключительную историю. Мир
Петергофа совсем не похож на мир,
допустим, Гатчины. Петергоф во
многом - мир Петра Великого. Хотя,
конечно, и не только его. Если гово-
рить о моих личных ощущениях, то я
всегда хотел «войти в мир» Петра I. По
многим причинам мир Петра - это, в
первую очередь, «Монплезир».
A . А . Ж
и г а л о в а :
На мой взгляд,
Петергоф и Ропша неразделимы.
Можно ли надеяться на восстанов-
ление Ропши, как одного из ключевых
фрагментов ГМЗ «Петергоф»?
B . В . З н а м е н о в :
Еще мальчишкой
я ходил по залам дворца в Ропше - тогда
он был целехонек. В послевоенные годы
в нем располагалась какая-то воин-
ская часть. Сейчас от дворца остались
только стены. Но я убежден в том, что
при желании ропшинский дворец, как
музей, можно восстановить за два - два
с половиной года. И экспозицию музея
есть чем наполнить. Даже сохранился
известный специалистам Ропшинский
сервиз. Реставрационных работ там
требуется не очень много. Конечно,
хорошо бы восстановить на территории,
прилегающей к дворцу, то, что было
когда-то. Особенно важно восстановить
действовавший когда-то водопад - на-
стоящее произведение инженерного
искусства прежнего времени.
C . Н
. П о л т
о р а к :
Какими че-
ловеческими и профессиональными
качествами, на ваш взгляд, должен
отличаться музейный работник-
руководитель?
В . В . З н а м е н о в :
Он должен быть
человеком, относящимся к истории,
как к истории своей собственной жиз-
ни. И еще он должен быть человеком с
налетом романтизма. Историю Места
нужно или любить, или ненавидеть
(ненависть - это одна из ипостасей
любви), но нельзя быть к ней безраз-
личным. Если эти качества у человека
есть, есть и шансы стать неплохим му-
зейным работником-руководителем.
A . А . Ж
и г а л о в а :
Чтобы вы хо-
тели пожелать читателям журнала
«История Петербурга»?
B . В . З н а м е н о в :
Любить Пе-
тербург.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 5 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст