Б у
удни и праздники
в 1972 году были Т. Т. Левашки-
на (Ахмедова), В. П. Бабурина,
Н. Л. Бочкова, Н. Л. Гончарова,
Г. А. Гущина, М. М. Громова, Е. И. Го-
лубовская, А. Н. Гунькевич, Г. М. Дми-
триева, Д. Л. Коробова, Т А. Комова,
А. И. Мнушко, А. А. Новикова,
И. М. Нестерова, Н. В. Степанова,
С. М. Сергеева, А. Е. Халтурина и
A. И. Шерешевская. Почти все они
отдали Петергофу от 10 до 20 лет
своей жизни, а некоторые, такие, как
B. И. Коршунова и Л. И. Смирнова
работают по сей день. Методистов
было двое: Л. Л. Владимирова и
М. И. Обатурова, которая по сей
день работает в ГМЗ «Петергоф».
Распределением туристов за-
нималось Ленинградское городское
бюро путешествий и экскурсий,
которым руководила М. Г. Чарная.
Чтобы решить проблему зимней
загрузки дворцов, дирекция петер-
гофских музеев в январе 1973 года
отправила М. Г. Чарной письмо с
просьбой «увеличить количество
групп школьников для посещения
Большого дворца в осенний, зимний
и весенний периоды», и предостави-
ла для ознакомления некоторые из
тем, предлагаемых экскурсоводами
в Большом дворце: «Россия на
рубеже XVII и XVIII вв.», «Внеш-
няя политика России в Ьй четв.
XVIII века», Северная война, Пол-
тавская битва, битва при Гангуте,
«Историческое значение преобра-
зований, проведенных в России при
Петре I», «Строительство Петер-
бурга, новой морской столицы, важ-
нейшего порта», «Характеристика
Петра I - выдающегося государ-
ственного деятеля и полководца»,
«Развитие русской культуры в Ьй
четв. XVIII в.», а также темы эко-
номических и политических пре-
образований. Было отмечено, что
«экскурсия по Большому дворцу
дает представление об особенностях
декоративно-прикладного искус-
ства, в котором полезное соединя-
ется с прекрасным, эстетическое - с
практически необходимым»34.
22
января 1973 года при глав-
ном управлении культуры был
создан научно-методический ко-
ординационный совет. Его зада-
чей было «совершенствование
идейно-политического и научно-
методического руководства делом
пропаганды памятников истории
и культуры и экскурсионной рабо-
ты»35. Совет давал различные реко-
мендации и заслушивал сообщения
руководителей экскурсионных
организаций о состоянии работы
на местах.
В плане работы петергофских
дворцов-музеев и парков на 1977
год, утвержденном директором
В. И. Конюховым, были освещены
многие аспекты работы музея, в том
числе уделялось особое внимание
массовой работе и привлечению
в музей детей и подростков. Экс-
курсоводам предстояло осваивать
новые темы при подготовке школь-
ных экскурсий.
С начала 80-х годов ХХ века
шло интенсивное возрождение
Петергофа. Один за другим с интер-
валом в два-три года стали откры-
вать свои двери музеи: «Коттедж»,
«Марли», Екатерининский корпус,
Банный корпус, Дворец Петра I в
Стрельне, Кухонный корпус, Готи-
ческая капелла в Александрии, Гро-
ты, Мыльня кавалеров и фрейлин,
Царицын и Ольгин павильоны на
островах, Вольеры. Возникли новые
музеи: Семьи Бенуа, Коллекционе-
ров в Верхнесадском доме, Особая
кладовая в корпусе «Под Гербом»,
Фонтанного дела, Императорских
яхт, Велосипедов, Игральных карт.
Восстановлены интерьеры Южной
анфилады Большого дворца. Го-
товился к открытию Фермерский
дворец в парке «Александрия». В
2007 году к ГМЗ «Петергоф» вновь
присоединили музей-заповедник
«Ораниенбаум».
Несмотря на то, что штат экскур-
соводов был вдвое увеличен, их все
же не хватало, поэтому к работе стали
привлекать множество нештатных со-
трудников, приходящих в Петергоф в
свободное от основной работы время.
Чтоб подготовить такое количество
экскурсоводов, написать методиче-
ские разработки, заведующей экс-
курсионным бюро пришлось значи-
тельно увеличить штат методистов36.
По уже сложившейся традиции к
подготовке начинающих работников
помимо методистов привлекались
и наиболее опытные экскурсоводы.
Л. С. Романович не только создала
систему подготовки петергофских
экскурсоводов и гидов «Интуриста»,
но и заложила традиции, установила
правила. Каждый ее работник дол-
жен постоянно совершенствоваться,
молодежь - осваивать новые экс-
курсионные объекты и иностранные
языки. За годы работы в Петергофе
она прошла вместе с музеем через
все трудности и неустроенность,
радовалась открытиям новых объ-
ектов, воспитала плеяду не только
хороших работников, но и нашла
единомышленников, для которых
дело - выше личных амбиций. Обо
всем этом и многом другом могут
рассказать очевидцы рождения Экс-
курсионного бюро и работающие по
сей день - В. И. Коршунова (ведущий
методист), М. И. Обатурова (веду-
щий специалист), Л. И. Смирнова
(экскурсовод) и, конечно, сама Люд-
мила Степановна Романович.
63
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 62 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст