Н
еожиданныи ракурс
66
своеобразным преддверием настоя-
щей работы души.
Следующая из описанных про-
гулок была в Английский парк.
Она значима встречей разочарован-
ной «А. Ш.» с разочарованным же
«Л. Г.», и с того момента с дамами
в компании находились уже две
мятущиеся, печальные, неудовлет-
воренные жизнью души. Их облада-
тели в порыве внутреннего кризиса
приехали в Петергоф за духовным
обновлением. И дамы, гуляя и раз-
говаривая с ними, надеялись на их
излечение и восстановление.
Из повествования Марии Кор-
сини следует, что все старые до-
стопримечательности Петергофа -
Верхний парк, «Марли», «Монпле-
зир» - безусловно, прекрасные ме-
ста. Эти виды Петергофа значимы,
но, вместе с тем, - это места, где
можно тешиться своим душевным
разочарованием. Но, понятно, что
душевный упадок бывает у людей,
несколько потерявших истинно
верное правление жизни.
Настоящая работа души и серд-
ца, направленная на гармонизацию
своего отношения к реальной жиз-
ни, свершалась в других местах Пе-
тергофа, которые стали любимыми
с течением времени, в результате
неоднократных прогулок.
Полнокровные, одухотворяю-
щие впечатления гуляющий по
Петергофу получал, лишь отправ-
ляясь от Верхнего парка к «Озер-
кам», в «.
..очаровательное место
своею веселой красотой. Редко
можно встретить такое приятное
сочетание воды и суши. Озера
служат зеркальным грунтом, на
котором возвышаются цветущие,
живописные островки, украшенные
мраморными статуями; они кажут-
ся волшебным жилищем богов.»4.
Итак, компания следовала к
Бабьему Гону с Императорским до-
миком на вершине, поименованным
«Приказным», «олицетворяющим
могущество Отечества», а далее: «.
..
по одной стороне от него идут краси-
выя и прочныя избы трудолюбивых
поселян, их поля и огороды. Под
горою чистой наружности кузнеца,
которую приняли мы за предста-
вительницу ремесел. Там речка и
каналы между озерами для внутрен-
них сношений. С другой стороны
лагерь, военная сила, охраняющая
спокойствие нашего отечества.
Вдали зеленые луга, тенистые рощи,
здания города, за ними взморье с
мелькающими парусами»5.
Сейчас это театрально-сенти-
ментальное восприятие архитек-
турного ландшафта, возможно,
покажется нам надуманным. Но
тогда образованные люди были
приучены видеть мир сквозь призму
исторических ассоциаций, которые
им предлагала архитектура и при-
рода, организованная правильно,
по всем правилам садово-паркового
искусства. Можно представить себе
искренний восторг образованных
дам, попавших в миниатюрную, но
реально существующую модель иде-
ального мира. (Сегодня, это можно
сравнить с восторгом ребенка, на-
пример, в «Диснейленде»).
«Приказный домик в Петергофе
и его окрестности обворожительны
по своей действительной красоте, но
сверх того удовлетворяют до такой
степени мое внутреннее чувство, что
я не могу придумать лучшего. Бес-
предельность горизонта составляет
для меня одно из первых условий
счастья: там раздолье мысли и чув-
ства, там полнота жизни»6.
Получается, что Бабигон в
правление императора Николая
Павловича был перестроен в не-
большую, обозримую в один день,
модель идеального устройства рус-
ского мира. Наверное, ход событий,
при котором проекты складывают-
ся в сознании, затем создаются чер-
тежи и модели, является нормаль-
ным. Тогда становятся абсолютно
ясными мысли по поводу того, что
как идеал можно рассматривать и
образец, ведущий к переустройству
мышления а, в результате - мира.
Для императора подобный масштаб
мысли, безусловно, адекватен.
Самое главное, чтобы это было по-
нятно современникам. Созданный
Николаем I идеальный мир как
таковой «считывался» посетите-
лями комплекса по системе знаков,
им расставленных, как сказали бы
семиотики.
В 1853 году был издан альбом
«Петергоф». На его титульном
листе значится: «Рисунки сельских
зданий на Бабигоне». Это те же по-
стройки, которые были описаны в
книге Марии Корсини 1851 года.
Совершенно очевидно, что идея
представления идеального мира,
выраженная писательницей, была
реализована в произведениях пе-
чатной графики и тиражирована для
распространения реально вопло-
щенной идеи красивого, идеального
мира среди многих людей на уровне
визуального восприятия. Именно
тиражированное издание предпола-
гало, по самой своей сути, широкое
использование людьми.
Появление в течение трех лет
двух изданий, посвященных опи-
санию одних и тех же объектов,
свидетельствует об актуальности
этого явления для культуры того
времени. И примечательно, что
архитектурно-культурологическая
идея была осуществлена импера-
тором России для его собственной
семьи. Однако у него была и другая
семья - вся страна и ответствен-
ность перед нею, как он ее понимал.
Это также объясняет появление
тиража альбома.
Описывая альбом в дальнейшем
в особенно ответственных местах,
мы будем прибегать к цитатам из
«Прогулок по Петергофу», где ана-
лиз ансамбля был дан современни-
цей создания альбома всего на два
года раньше появления альбома.
Размышления писательницы и
искания авторов чертежей и изо-
бражений альбома развивались во
времени параллельно.
Альбом состоит из 11 тетрадей
в портфеле-папке, что было сделано
для удобства в соответствии со стан-
дартами хранения графических ли-
стов тех лет. Первая возникающая
ассоциация - альбомы эстампов,
зарисовок-воспоминаний о путеше-
ствиях и пережитых впечатлениях,
столь обязательные для интеллек-
туально и эстетически развитых
людей того времени7.
Альбом начинается с планов
Петергофа. Инициаторы издания
(Николай Павлович, прежде всего)
дают нам возможность увидеть раз-
ницу планов города 1726, 1753 и 1777
годов8. В следующей тетради были по-
мещены образцовые проекты и виды
деревни, где квартировали войска,
крестьянских домов, колодцев, сараев
и прочих необходимых построек кре-
стьянского быта. Все в соответствии с
порядком восприятия построек Баби-
гона дамой Корсини и ее спутников.
Это основа миропорядка: идеальный
труд на лоне природы. На видовом
изображении солдаты мирно готовят
пищу, рядом знаки идеально устроен-
ного солдатского быта.
Следуя дальше по тексту
«М. К.», мы подходим к Император-
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 65 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст