еожиданный ракурс
Квартирьеры Л. Г П. П. в деревне Луизино 1852 года июня.
П. Ф. Борель (1829-1898) по рисунку К. К. Циглера (Ziegler) фон Шафгаузен
(1826 -1906)
скому, или «Приказному домику».
Отсюда исходят приказы управле-
ния этой «райской землей», которые
издают «боги». Ведь здесь же, рядом
с Бабигоном и их обиталища - «.
..
волшебные жилища богов». При-
казной домик представлен во всех
подробностях на уровне образцовых
чертежей и видов. Впечатление от
него прекрасно выразила «М. К»:
«Императорский домик, стоящий
на вершине горы, наименован При-
казным Домом. Когда мы подошли
к нему, и увидали чудныя картины,
раскинувшиеся перед глазами,
между нами произошло нечто вроде
смешения языков.
Все мы начали
выражать восторг на том наречии,
к которому больше привыкли; при
том же и говорили мы вместе, не
слушая один другого»9.
Воистину, свобода эмоциональ-
ного выражения в духе того времени,
и это при том, что две восторженные
почитательницы николаевского
идеального мира - сдержанные
англичанки. И «смешение языков»
не случайно: выражение восторга,
стало быть, просто на уровне подсо-
знания. Эмоции захлестнули и вы-
рвались, прорвав плотину внешних
условностей воспитания. Конечно,
это специальный художественный
прием: у читателя необходимо вы-
звать сильный подъем чувств.
Идеальный мир огражден от
внешнего мира. Это только иде-
альная модель, как английские
социально-экономические утопии,
устроенные в виде специальных ко-
лоний. Поэтому следующая тетрадь
посвящена почти исключительно
караулкам петергофского идеально-
го рая. На первом же видовом листе
мы встречаем Николая Павловича -
он пересекает границу своего мира.
Его встречает ветеран: именно в
караулках служили инвалиды и им,
прошедшим войну, было правильно
теперь жить в покое и нести почет-
ную службу.
Примечателен рассказ-анекдот
из жизни императорской семьи, ил-
люстрацией к которому служит тот
лист. Он является свидетельством
подлинности «игры» семьи Рома-
новых в идеальный мир. Однажды
Николай Павлович, переодевшись
инвалидом, встретил у караулки
свою супругу так, как должно было
караульному по статуту службы.
Императрица приняла игру и про-
вела свою роль до момента снятия
актерами масок. Этот милый розы-
грыш сразу обрел статус легенды о
герое-императоре, его удивительно
доброжелательной и мудрой супру-
ге, которые могут быть кем угодно в
своем идеальном мире»!
Следующая тетрадь посвящена
инженерным сооружениям. Откры-
вается она видом на «а-ля - антич-
ную» руину в виде полуразрушенной
колоннады на островке. Вдали пано-
рамный вид на объекты Бабигона:
«Бельведер», церковь Св. Царицы
Александры. На первом плане, в
лодке, с гребцом-дядькой, явно один
из августейших детей. Мальчик
свершает прогулку по обозримому
идеальному миру. Важно также
отметить и апелляцию к руинам
античности: сознательное введение в
структуру модели идеального мира,
ссылки на непререкаемый авторитет
античности не просто поднимает
престиж предложенного решения,
но возводит его на уровень об-
разца. А далее на листах мы видим
мосты, шлюзы, - одним словом,
всю правильно организованную
инженерно-техническую «подосно-
ву» этого мира. Тетрадь завершается
видом на строящуюся руину. Здесь
среди изображенных персонажей
есть и архитектор, и ведущий строи-
тельство подрядчик, и рабочие, ко-
торые трудятся мирно и с чувством
выполняемого долга. Идеальные
работы! Главный итог - идеальный
мир можно построить!10
Сельский Приказной домик.
П. Ф. Борель (1829-1898) по рисунку
К. К. Циглера (Ziegler) фон Шафгаузен (1826-1906)
(?)
67
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 66 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст