Н
еожиданный ракурс
68
Следующая тетрадь посвящена
зданию водяной мельницы с ком-
плексом окружающих сооружений:
наши посетительницы побывали и
здесь. Это место просто знаковое,
некий переломный момент в вос-
приятии и настроении. «От при-
казного дома мы отправились к
мельнице, при которой несколько
прекрасных комнат и партер. Это
самое грациозное уединение, где
непременно бы утешилось разбитое
судьбою сердце, где поэт нашел бы
вдохновение для идиллии или экло-
ги, прославляющей тихую жизнь
среди милой простоты природы»11.
Заметим, что в тот же день мы,
как читатели, узнали, что «А. Ш.»
и «Л. Г.», которых мы поздравили
женихом и невестою, утешились и
не называли себя больше разочаро-
ванными12. Стало быть, идеальный
мир способен не просто врачевать
душу, но и реально менять жизнь
людей к лучшему.
На видовом изображении фасад
сельской мельницы, пруд, по водной
поверхности которого плывет лодка
с пассажиром, по дорожке перед фа-
садом - родители, гуляющие с деть-
ми. Каждый получает то душевное
утешение, которое ему необходимо.
Далее - чертежи постройки и дома
мельника. Еще раз зрителю дается
возможность понять, что все это
можно построить. «Все эти домики и
павильоны, о которых я упоминаю,
составляют в летнее время любимые
прогулки особ императорской фа-
милии»13. Так мы вступаем в раздел
идеальной жизни практически - по
словам автора книжки - «богов».
Восьмая тетрадь посвящена па-
вильону «Озерки». Первый видовой
рисунок в цвете представляет проезд
к павильону коляски с императрицей
и, возможно, дочерью, к павильону
мимо античной статуи Нила и Антич-
ной Вазы (с большой буквы!) - двух
прямых апелляций к античности. Да и
сам вид фасада павильона через водо-
раздел также выглядит вполне антич-
ным. Нам представлена следующая
ступень духовно-интеллектуального
восхождения: от простых сельских
удовольствий к интеллектуальной
исторической игре в античные ас-
социации, в которых принимают
участие люди, имеющие впечатления
от путешествий и знания об античной
Италии, конечно. Русская сельская
простота и мощь изысканной и не-
пререкаемо авторитетной античности
Караулка на петергофской границе.
П. Ф. Борель (1829-1898) по рисунку И. И. Шарлеманя (18247-1870/77)
Руина.
П. Ф. Борель (1829-1898) по рисунку К. К. Циглера (Ziegler)
фон Шафгаузен (1826 -1906) (7)
Здание водяной мельницы.
П. Ф. Борель (1829-1898)
по рисунку К. К. Циглера (Ziegler) фон Шафгаузен (1826-1906) (?)
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 67 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст