еожиданный ракурс
Павильон Озерки.
П. Ф. Борель (1829-1898) по рисунку К. К. Циглера (Ziegler)
фон Шафгаузен (1826-1906) (?)
уживались в этом идеальном мире с
восхитительной лояльностью к суще-
ствующей действительной жизни.
В этой тетради представлены
только чертежи фасадов павильона,
но завершается она не так, как другие.
В конце тетради вложен лист с изо-
бражением праздника 4 (11) июля
1851 года, с представлением балета
«Наяда и рыбак». Вот и реальное
пересечение мира воображаемого с
текущей действительностью жизни!
Представление было дано в русле
большого праздника с иллюминаци-
ей в честь тезоименитства великой
княгини Ольги Николаевны. Кульми-
национный момент в виде балетного
представления приведен на изображе-
нии. Все тот же автор Мария Корсини
поделилась с читающей публикой и
впечатлениями от того праздника:
«Все было изумительно прелестно;
везде были призваны искусство, вкус,
усердие и любовь, чтоб сделать этот
праздник блестящим и радостным,
великолепным и неподражаемым. Во
всем чувствовалось увлекательное,
неотразимое влияние царской воли
и царского слова»14.
Для более широкого распростра-
нения среди народа впечатлений от
праздника и этот опус писательницы
был издан не только в периодическом
издании («Северная пчела»), но и
отдельной брошюрой в «Народном
чтении». Хочется еще раз обратить
внимание на то, что современники
совершенно правильно понимали
идею созданного «царской волей и
царским словом» идеального мира
Бабигона и жизни, протекавшей там
в реальном времени.
Следующая тетрадь посвя-
щена «Бельведеру». На цветном
изображении представлен общий
вид постройки, возвышающейся
над окружающим ландшафтом,
оформленном в лучших традициях
историзма, со ссылкой на «антич-
ную» архитектуру. На первом же
плане вновь видим императорскую
семью с государем, подъезжающую
к павильону. Прекрасный павильон,
распложенный на возвышенности
и построенный в виде постройки
именно для осмотра окружающих
видов, должен был объединить впе-
чатления в некую общую панорам-
ную картину. Не случайно, традиция
рассмотрения панорам (именно в
виде гравюр и литографий в первую
очередь) была так актуальна в пер-
вой половине XIX века.
Следует отметить особо факт,
что альбом был издан до того, как
некоторые постройки из представ-
ленных в нем, были завершены.
Например, павильон «Бельведер»
был закончен через шесть лет по-
сле издания альбома, а в 1853 году
рассматривался только проект. В
альбоме же он предстает не просто
завершенным, но и обжитым. Это
замечательный факт: воображение
и идеальные представления, выра-
женные лишь в проектах, возведены
в ранг реальности.
Десятая тетрадь посвящена
сакральному сооружению - церкви
во имя святой царицы Александры.
Появление церкви в идеальном
мире, конечно, закономерно. Рели-
гиозность и правильное отправле-
ние культа - одна из основ миропо-
рядка. Церковь посвящена святой
царице Александре, и, безусловно,
очевидна параллель с памятью об
ушедшей из жизни великой княгине
Александре Николаевне. Память
эту в семье русского монарха чтили.
«Идеальные» деревни Бабигона все
имели имена членов император-
ской фамилии: Луизино, Мишино,
Санино и пр. А в память умершей
дочери логично было возвести
церковь, несмотря на то, что образ
святой уже был использован од-
нажды августейшими родителями:
были заказаны рисунок, картина,
а затем гравюра с изображением
Александры Николаевны в образе
Балет на Озерках 1851 года 4 июля. Наяда и рыбак.
П. Ф. Борель (1829-1898)
по рисунку К. К. Циглера (Ziegler) фон Шафгаузен (1826-1906) (?)
6 9
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 68 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст