Н
еожиданныи ракурс
70
святой царицы Александры. Одно
такое изображение находилась в
кабинете Александры Федоровны
в «Коттедже».
Церковь была построена в рус-
ском стиле в соответствии с тре-
бованиями исторических основ
социально-религиозной традиции
того времени. По приказу Николая
Павловича туда был перенесен иконо-
стас Петра I. Вероятно, таким образом
этот идеальный мир был освящен
дважды: русской религиозной тради-
цией и традицией русской монархии,
восходящей к Петру Великому.
Все предыдущие видовые изо-
бражения объектов комплекса были
связаны с настоящим временем вве-
дением в изображения узнаваемых
персонажей царской семьи и одно-
временно связаны с моментом наше-
го соприсутствия «здесь и сейчас».
На видовом изображении церкви
справа мы видим художника, рисую-
щего вид с церковью, тот самый, что
мы сейчас рассматриваем. Это ви-
зуальное продолжение традиции в
настоящее время. Так были связаны
в виртуальном пространстве альбо-
ма прошлое (петровский иконостас
в церкви), настоящее (рисующий
художник) и будущее, поскольку
нарисованное сейчас изображение
будет рассматриваться (или исполь-
зоваться) не сразу, не сейчас, а через
какое-то время, то есть в будущем.
В последней тетради всего четы-
ре листа. Посвящены они постройке,
которая названа «Дачей в сельском
вкусе». Это совсем уж идеаль-
ное представление о возможности
устройства благородной семьи
в деревне, например, в реальной
петергофской жизни. Император
Николай Павлович придирчиво рас-
сматривал проекты дач для Петер-
гофа, делал замечания. Все должно
было правильно совмещаться с
требованиями идеальной красоты,
как ее представлял себе владелец
того идеального мира. Николай I
ничего не придумал: образцовые
проекты домов для новой столицы
известны со времен Петра I. Импе-
ратор лишь следовал заветам своего
прародителя, в данном случае - в
малом масштабе Петергофа.
В заключение можно опреде-
лить жанр альбома как попытку
представить виртуальную прогулку
по Бабигону - небольшой модели
идеального мира русского импе-
ратора Николая I. Виртуальная и
реальная прогулки задумывались
по определенной программе, звенья
которой взаимосвязаны. Аналогия
с музейными путеводителями, воз-
никшими относительно недавно,
во второй четверти XIX века, оче-
видна. Правда, мы привыкли, что
музеефицируют прошлое, а Нико-
лай I фактически музеефицировал
идею об идеальном будущем. В этом
заключалось его безусловное куль-
турологическое новаторство.
При этом рассматриваемый
путеводитель не вербальный, а
визуальный. Конечно, сразу возни-
кает желание провести аналогии с
роскошными гравированными аль-
бомами, представляющими досто-
примечательности определенных
мест, или альбомами образцовой
архитектуры XVIII и XIX веков.
Но в нашем случае важен был не
только идеальный, образцовый
аспект комплекса, но и его со-
циальный статус. Все «жители»
альбома счастливы, находятся в
душевном гармоничном равно-
весии. Создатели издания имели
желание оставить все это в память
потомкам именно в таком качестве.
Здесь так и хочется вспомнить
утопическую литературу XVIII -
первой половины XIX века. Но ни
одной прямой аналогии нет15.
..
Кроме того, в эту очевидную иде-
альность комплекса, в его образцовый
характер, на картинках введена ре-
альная жизнь императорской семьи,
которую таким образом сразу возвели
в ранг образцово-идеальной.
1
Корсини М. Прогулки в Петергофе. СПб., 1851. С. 1. Корсини Мария Антоновна (урож-
денная Быстроглазова, 1813/15-1895) - писательница в жанре назидательных рассказов,
публиковалась в периодических изданиях в 1845-1857 гг.: «Звездочка», «Северная пчела».
2
Там же. С. 5.
3 Там же. С. 8.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 27-28.
7 Экземпляр альбома из собрания ГМЗ «Петерогоф» принадлежал великому князю
Михаилу Николаевичу (1832-1909), о чем свидетельствует его экслибрис. Будучи вклю-
ченным в состав его частной библиотеки, альбом был на практике альбомом путешествий.
Каждая тетрадь имеет цветную обложку, разделение тетрадей соответствует темам, за-
явленным оглавлением. Подобная цветная бумага использовалась в то время и в личных
альбомах русских аристократов, куда заносились впечатления от путешествий, встреч и
разговоров, что также не случайно. Это значило, что все, представленное к рассмотрению,
требует размышлений и обсуждений.
8 Топографические планы Петергофа и «Александрии», например, снимались в 1841
году и вновь в 1854 (РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 1330, 2803). Альбом был издан на состояние
1853 года - это свидетельство того, насколько реальность и идеальность были сплавлены
в замыслах создателей. В 1841 году государь неоднократно напоминал о том, например,
чтобы топографы при составлении плана после съемки, обязательно включили все объ-
екты, что запланированы к строительству на 1842 год.
9 Корсини М. Указ. соч. С. 26.
10 РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Л. 2484. 1852 год. По устройству руин на острове большого
пруда близ Бабигона.
11 Корсини М. Указ. соч. С. 28.
12 Там же. С. 30.
13 Там же. С. 28.
14 Корсини М. Петергоф и петергофский праздник 11 июля текущего года. СПб.,
1851. С. 4.
15 Можно вспомнить связанный с Россией альбом архитектора А. Ринальди «Pianta
Generale ed elevazione delle Fabriche esistenti nel nuovo gardino di Oranienbaum esequite
per Ordine di I.M. Catarina II. Imperatrice di tutte Russie. Roma», 1796; альбомы памятных
Версальских видов А. Переля начала XVIII века и Ж. Риго середины XVIII века и русские
альбомы архитектурных образцов. В 1853 году в Москве вышел в свет альбом «Архитек-
тура каменных и деревянных зданий с принадлежащими к ним планами и фасадами»,
составленный архитектором П. Матвеевым. В этом альбоме мы находим идеальные для
того времени проекты церквей в русском и византийском стиле, загородных домиков
и сельских дач в английском, русском, швейцарском стиле, въезды и ворота, решетки
и прочее. (Л. № 20 - Изба в русском вкусе; 24 - Дача и загородный дом в классицисти-
ческом вкусе, 32, 34, 36 и т. д.). В издании более раннем: А. Красовский «Гражданская
архитектура» 1851 года мы также найдем немало схожих идей и их решений. Все это
свидетельствует о том, что представления о хорошем вкусе в альбоме «Петергоф» были
соблюдены абсолютно, т. е. образцово.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 69 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст