Н
еожиданныи ракурс
Р
о
списи дворца «М онплеЗир»
О.
А. Холоднова
74
Плафонная живопись инте-
рьеров дворца «Монплезир» очень
значима в его художественном ре-
шении. К счастью, во время оккупа-
ции Петергофа фашистами росписи
во дворце пострадали в наименьшей
степени, они вновь и вновь привле-
кают внимание исследователей.
«Монплезир» или «Голланд-
ский домик» - первая постройка
на территории Нижнего парка
Петергофа. Петр I лично выбрал
место для своего любимого дворца
на самом берегу Финского зали-
ва и исполнил первоначальный
набросок-проект. В строительстве
дворца с 1714 по 1724 год при-
нимали участие лучшие мастера
петровского времени - архитек-
торы Андреас Шлютер, Иоганн
Браунштейн, Жан Батист Леблон,
Николо Микетти, а также деко-
раторы - Никола Пино, Филипп
Пильман, Луи Каравакк, Жан
Мишель.
С приездом в Петербург Ле-
блона и назначением его генерал-
архитектором совпало начало леп-
ных и живописных работ во дворце.
В 1717-1718 годах в «Монплезире»
выполнили лепку. Облицовку стен
центрального зала дубом закончи-
ли к лету 1718 года, что дало воз-
можность приступить к росписям,
для чего был приглашен француз
Филипп Пильман - «только один
сего таланта, который обретается в
службе у его императорского вели-
чества»1, как его охарактеризовал
Леблон.
Филипп Пильман (Philippe
Pillement) - живописец-декоратор,
родился во Франции в Лионе в 1684
году. Он принадлежал к лионской
семье Пильманов, к которой при-
надлежал ряд художников. Самым
крупным и известным был Жан
Пильман (Жан Батист)2. Филипп
обучался в мастерской знамени-
того французского художника-
декоратора, рисовальщика и живо-
писца Клода Жилло (1673-1722)3.
Работа в «Монплезире» - пер-
вый заказ Пильмана в России, и
то, что получил его именно он, не
удивительно4. 19 февраля 1716 года
на российскую службу приняли
«прямую диковинку» - архитектора
Леблона, который привез с собой
многих мастеров разных специаль-
ностей. Через год он вызвал в Петер-
бург дополнительно 44 француза.
Двое из них имели настолько тесные
отношения с генерал-архитектором,
что поселились в его доме - это
были лекарь Фосат и Филипп Пиль-
ман5. Леблон в письме к Петру от
1 ноября 1717 года дал блестящую
характеристику этому художнику:
«...Пильман живописец гротеске и
арабеске и украсительных вещей
есть только один сего таланта, ко-
торый обретается в службе у вашего
императорского величества. Можно
употребить его писать потолоки и
ламбри в палатах Петергофских и
других.»6 Однако Петр I не счел
нужным выделить ему постоянное
годовое жалование, как многим
приезжим мастерам, его оставили на
положении свободного художника:
«да будет ему позволено работать
в ево художестве на публику без
всякого другого позволения кроме
что его царского величество изволит
ему откадровать»7.
Хотя в первой четверти XVIII
века в монументально-декоративной
росписи употреблялись разные тех-
ники - фреска, масло по холсту, при-
ступив к росписям в «Монплезире»,
Пильман остановил свой выбор на
темпере по сухой штукатурке, кото-
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 73 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст