еожиданный ракурс
рая предварительно была покрыта
тонким слоем гипса.
Возможно,
он руководствовался тем, что при
благоприятных условиях такие
произведения сохраняются весьма
долгое время.
Основным средством живописи
в XVIII веке был язык символов и
аллегорий. Особенно после выхода
в свет по указу Петра I в 1705 году
в Амстердаме «сборника готовых
аллегорических рецептов»8 - книги
«Эмблемы и Символы», в которой
представлено 840 эмблем с подпися-
ми на русском, латинском, француз-
ском, немецком и английском язы-
ках. Монументально-декоративное
искусство в петровскую эпоху вы-
полняло не только декоративные
функции, но и просветительские. С
помощью аллегорий и символов в
доступной образной форме выража-
лись государственные, гражданские
и политические идеи эпохи.
Плафоны «Монплезира» - это
гимн природе (стихиям, временам
года, времени суток). Росписи на
потолках появились в Парадном
зале, пяти комнатах, двух галереях и
павильонах-люстгаузах. На падугах
в центральном зале «Монплезира»
представлены четыре стихии: вода,
земля, огонь и воздух.
Исследователь петровской эпо-
хи Н. В. Калязина9 предполагает, что
источником сюжетных и компози-
ционных решений для художника
послужила серия Шарля Лебрена10
для Королевской гобеленовой ману-
фактуры. В названную серию входят
гравюры с изображением четырех
элементов и четырех времен года.
Однако это незначительное сход-
ство, которое выразилось лишь
в аллегорических персонажах и
их атрибутах, скорее всего можно
объяснить тем, что еще с XVII века
аллегории времен года и стихий
стали очень распространенным
мотивом в западноевропейской де-
коративной живописи и получили
стойкое, определенное до деталей
традиционное воплощение в обра-
зах, взятых из античной мифологии.
Но полностью отрицать влияние
серии Лебрена нельзя. Скорее все-
го, она применялась при обучении
Пильмана.
Падуги центрального зала
«Монплезира» обрамлены с че-
тырех сторон фигурной рамой
с распространенной в то время
трельяжной решеткой (на зеленом
Аллегория лета. Плафон восточной
галереи. Центральный медальон
грунте выделяются золотые ро-
зетки на переплетениях). Этот же
мотив повторен в широкой рамке
центральных медальонов (только
здесь на золотом фоне трельяжная
решетка тонко прорисована корич-
невым тоном). Основное поле падуг
выкрашено в светлый серо-голубой
цвет. На нем изображены рокайль-
ные завитки, гирлянды цветов и раз-
личные птицы - попугаи, павлин,
сова, жаворонок, журавль и другие.
Центральное место занимает одна
из четырех стихий, исполненная
гризайлью (применены различные
оттенки синего цвета).
Роспись северной падуги по-
священа водной стихии - «Триумф
Нептуна», или, как еще называют
Плафон Секретарской
этот эпизод, «Похищение Амфи-
триты». Воду часто олицетворяют
с Нептуном (Посейдоном) - богом,
правящим морем и его обитате-
лями. Нептун увозит с возничим-
тритоном на колеснице в виде
большой раковины, запряженной
гиппокампами, похищенную им
дочь морского божества Нерея -
нереиду Амфитриту. Бог морей
занимает центральную позицию, в
правой руке он держит вожжи, а в
левой - трезубец, которым погоняет
морских коней.
В клейме на южной падуге -
«Огонь» - изображена кузница
Вулкана (Гефеста) - бога огня и
покровителя кузнечного ремесла.
Он сидит около наковальни с мо-
лотом в руке. Рядом с ним один из
его помощников остужает только
что выкованные стрелы. Еще двое,
раздувающие огонь в горне, видны
в глубине, под мрачными свода-
ми пещеры. Вулкан находится в
бездействии, о чем-то глубоко за-
думался. Описанная композиция
единственная близкая к гравюрам
с картонов Лебрена. Но у него бог
огня изображен в сильном разво-
роте, выковывающий стрелу11.
Восточная падуга, олицетво-
ряющая «Землю», представлена бо-
гиней с характерными элементами
Цереры и фригийской Кибелы. Ко-
рона в виде стен с башенками и лев -
атрибуты Кибелы (Земли-матери);
а рог изобилия с разнообразными
плодами, которые уплетает пухлый
мальчик, - принадлежность Цереры
(богини земледелия). В облаках
представлены еще два персонажа -
это крылатый ветер и аллегория до-
ждя в виде женщины, выливающей
воду из сосуда.
Композиция западной падуги -
«Воздух» - воплощена в образе Юно-
ны (Геры), жены Юпитера (Зевса)
и покровительницы брака и семьи,
а здесь еще и повелительницы туч,
бури и молнии. Восседая на облаке
с царским величием, она окружена
своими постоянными спутни-
ками - павлинами, кукушкой и
другими птицами, парящими в
небе. В ее руке - скипетр, за ее
спиной - радуга, слева малень-
кий помощник - ветерок. Соглас-
но документу, в августе 1718 года
Пильман с помощниками закончил
роспись падуг Парадного зала и при-
ступил к исполнению композиции в
среднем квадрате12.
75
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 74 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 76 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст