Н
еожиданный ракурс
76
Куполообразный потолок Па-
радного зала «Монплезира», под-
нятый на высоту более 8 метров,
напоминает полог шатра. В цен-
тральном просвете, окруженном
стилизованной рамкой в виде по-
добранных полотнищ занавеса (что
перекликается с лепниной вокруг
средней композиции), в облаках
парит Аполлон - божество солнца
и покровитель искусства - в легкой
тунике с лирой в руках, с ореолом
вокруг головы. Как было распро-
странено в искусстве того времени,
его сопровождают аллегории четы-
рех времен года. Они представлены
в углах плафона в виде братьев-
ветров: северного Борея; западно-
го, весеннего Зефира с венком из
цветов; летнего Эвра с колосьями
на голове и осеннего Нота с вино-
градными гроздьями.
Необычно, что поддерживают
Аполлона не девять муз, а среди
завитков, орнаментов и корзин с
цветами написаны фигуры четырех
персонажей итальянской народной
«комедии дель арте» (Commedia
dell’arte). Возникшая в середине
XVI века, она получила широкое
распространение во французской
живописи. Впервые эта тема была
введена в декоративное искус-
ство Клодом Жилло - известным
художником-орнаменталистом, у
которого, как уже упоминалось,
учился Ф. Пильман. Последний за-
интересовался увлечением своего
учителя. Однако персонажи ко-
медии, выполненные Пильманом,
очень трудно узнаются, потому что
он не следует традиции, смешивает
северные и южные направления
комедии, которые, видимо, во Фран-
ции не играли существенной роли,
а маскам придает выдуманные
костюмы. Почти все исследователи
не имеют общего мнения в опреде-
лении комедиантов Пильмана, а
некоторые и вовсе не пытаются их
определять.
М. А. Тихомирова считает,
что изображены Капитан, Арле-
кин, Бригелла и Труффальдино13.
Г. Н. Голдовский и В. В. Знаме-
нов видят в них Пьеро, Арлекина,
Доктора и Капитана14. А. Г. Раскин
думает, что это Капитан, Бригелла
и два дзанни15.
Выдвину собственную версию:
- Капитан - он легко узнается -
в белом костюме и пышном голубом
берете, со шпагой;
- Бригелла (в переводе его
имя означает «ссора») - хитрый и
крикливый дзанни (слуга) - всегда
многоречив, ловок и изворотлив - в
шляпе с широкими полями, в крас-
ном кафтане и панталонах;
- Пульчинелла (с итальянского
«петушиный нос») - второй дзанни
- его отличительные черты - брюш-
ко и горб - здесь он в белой шапочке
и полосатом костюме; его поза,
выражение лица выдает хитреца и
врунишку;
- Панталоне - венецианский
купец, богатый и скупой; роскош-
ные восточные одежды, которыми
наделил его художник, могут при-
надлежать только этой маске, жест
его правой руки отражает какую-то
задуманную интригу16.
К октябрю 1718 года роспись
Зала уже была закончена, а 14
октября с Пильманом заключили
новый договор: «царское величество
изволит ему приказать малевать в
Питер Гофе а палатах Момплезира
три плафона за 200 рублев»17. Зна-
токи Петергофа Н. И. Архипов и
А. Г. Раскин полагают, что это были
западные покои, то есть Секретар-
ская, Спальня и Кабинет18. Скорее
всего, это верное утверждение,
поскольку западных комнат три, и
все они относятся к личным поко-
ям Петра; восточных тоже три, но
большей частью это хозяйственные
помещения, и росписями украшены
только две из них.
Живописные работы в трех за-
падных «каморах» завершили к 20
марта 1719 года, и Пильману выдали
Аллегория осени.
Плафон Лакового кабинета
Аллегория зимы. Плафон Буфетной
«достальные 80 рублев»19. В этом же
документе говорится о том, что ему
дают заказ еще на две палаты в Пе-
тергофе и обещают по 60 рублей за
каждую. Очевидно, имелись в виду
восточные комнаты - Лаковый ка-
бинет и Буфетная. К маю 1719 года
они были готовы, о чем 11 мая 1719
года подпоручик Семен Кишкин до-
носил начальнику - обер-комиссару
канцелярии городовых дел князю
А. М. Черкасскому20.
Прежде, чем описывать плафо-
ны трех западных и двух восточных
комнат, следует выделить характер-
ные черты живописи Пильмана и
форм его плафонов, чтобы в даль-
нейшем не повторяться.
Практически во всех живо-
писных композициях Пильман
употребляет свои излюбленные
элементы:
- гирлянды и корзины цветов21;
- рокайльные завитки;
- причудливо изогнутые тонкие
ветви со стилизованными листьями;
- трельяжная решетка (исполь-
зовалась почти в каждой росписи);
- раковины;
- розетки;
- гермы;
- изображения разнообразных
птиц.
Отделка потолка западных
комнат отличается от восточных
по форме плафонов и по их обрам-
лениям. В первых использована пя-
тичастная композиция, состоящая
из центрального поля и четырех
боковых медальонов:
- в Морском кабинете - в цен-
тре овал; по сторонам света (точкам
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 75 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст