еожиданный ракурс
горизонта) размещены 4 круглых
медальона;
- в Спальне - средняя часть
сложной формы, а по углам - 4 ква-
драта с одним срезанным углом;
- в Секретарской - прямоуголь-
ник без углов и угловые овальные
медальоны.
В двух восточных «каморах»
плафоны в виде прямоугольников,
занимающие почти всю плоскость
перекрытия.
Свободную от живописи часть
потолка во всех комнатах, кроме
Буфетной, украшает лепнина.
Плафон Морского кабинета
по сюжету не связан с росписями
остальных помещений - он не
символизирует ни стихии, ни вре-
мена года. В центре - в окружении
многочисленных гирлянд цветов,
раковин, завитков и орнаментов,
герм с сатирами - четыре забавные
обезьянки развлекаются с цветами.
Традиционно считается, что обе-
зьяна, как записано в «Эмблемах и
символах», «есть знак подражания,
пересмешничества, и комедии»22.
В расположенных вокруг четы-
рех круглых медальонах представле-
ны разнообразные сцены (выполнены
золотом по терракотовому фону):
- в северном - сатир с серпом в
руке, рядом бежит собака;
- в восточном - два путти с
циркулем;
- в южном - два амура с луком
и стрелами;
- в западном - два путти с охот-
ничьим рогом и собакой.
Художники часто отходили от
традиционных аллегорических сим-
волов, особенно это практиковал
Лебрен23. В «Эмблемах и символах»
упомянутые композиции не встре-
чаются, и можно только гадать о
значении данных сюжетов.
Возможно, все они символизи-
руют различные виды человеческой
деятельности: комедия; земледелие
и скотоводство; Астрономия и Гео-
метрия; искусство стрельбы; охота,
что соответствует назначению дан-
ной комнаты - кабинета.
Предположим, что обезьяны -
аллегория заморских диковинных
животных, а остальные темы, пред-
ставленные по точкам горизонта, -
четыре части света - Азия, Европа,
Америка и Африка.
Плафон Спальни перекликается
с росписью Зала - на нем изображены
персонажи комедии дель арте. Угло-
вые клейма не связаны по сюжету с
центральной частью - в окружении
орнаментов изображены золотые
гермы с крыльями мотыльков.
При определении масок из
Спальни специалисты не при-
держиваются одного мнения.
М. А. Тихомирова полагает, что это
Арлекин, Капитан, Доктор и слу-
жанка Сервета или Коломбина24.
Б. Ф. Борзин отождествляет их с
Капитаном, Арлекином, Врачом и
Служанкой25. В «Художественных
сокровищах России» за 1903 год они
определяются как «старик, китаян-
ка, старик, шут»26.
Дадим новую характеристику:
- Доктор - скупой, ревнивый
ученый или адвокат; в данном
случае он одет соответственно
своей маске - темно-коричневый
костюм: короткие панталоны,
куртка, мантия, перекинутая через
плечо, большой белый воротник;
черные чулки, туфли и шляпа с
полями; согнувшись, он опирается
на трость;
- Арлекин - дзанни - веселый,
добродушный, наивный, несклад-
ный - его выдает широкий пояс
из цветных лоскутков; художник
изобразил его с наивным, даже глу-
поватым выражением лица;
- Ковиелло - неаполитанский
слуга, умный и хитрый; на его ко-
стюме (на длинных рукавах и по
низу куртки) - бубенцы, на голове
- шапочка с перьями, похожими на
солнечные лучи; в руках - типичная
«палка шута», завершенная горбо-
носой лысой головой;
Плафон Морского кабинета
Петра I
- Влюбленная - как положено
этой маске, представлена в роскош-
ных одеждах - в изящной шляпке,
в платье похожем на кимоно с во-
ротником, отороченным мехом.
Служанку (Коломбину, Серветту),
второй женский персонаж в коме-
дии дель арте, художник не стал бы
наряжать в подобный костюм.
Интересом к итальянской ко-
медии Пильман обязан своему
учителю Клоду Жилло. Он издал
сборник гравированных рисун-
ков под названием «Новая книга
принципов орнаментации, дающих
неограниченное количество форм».
Сохранились рисунки Жилло с ко-
медийными масками в различных
музеях мира: Музее искусства в
Лос-Анжелосе, Музее карнавала
в Париже, в частных коллекциях
(Мецгер в Нью-Йорке и других).
Как писала М. А. Тихомирова:
«... Пильман полностью использо-
вал арсенал средств, разработанный
[Жилло]. Он, конечно, варьировал
их по-своему»27.
Большой интерес представляет
один лист из бывшей коллекции
Раиіше (Париж), исполненный сепи-
ей, пером и кистью28. Три персонажа,
за исключением мелких деталей и
незначительных видоизменений в ко-
стюме, идентичны трем маскам Пиль-
мана из «Монплезира»: Капитану из
Центрального зала, Влюбленной и
Ковиелло из Спальни. Один рисунок
сангиной, хранящийся в парижском
Музее карнавала, отображает маску,
похожую на Бригеллу из Парадного
зала «Монплезира».
Очевидно, Пильман не всегда
задействовал воображение, иногда
использовал готовые образцы своего
учителя. Рисунки он мог привезти с
собой или во время своего учениче-
ства скопировал работы Жилло.
В третьей комнате западной
половины дворца, Секретарской,
все 5 медальонов объединены одной
темой - вакханалия, входящей в
тему осени. Посередине, в овале,
окруженном цветочной гирляндой,
на золотом фоне коричневыми мас-
ляными красками нанесен легкий
рисунок, изображающий танец.
В боковых клеймах - продолже-
ние вакхических сценок:
- в северо-восточном углу -
Вакх и сатир с плющом;
- в юго-восточном - три девуш-
ки, одна из них держит на голове
корзину;
77
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 76 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст