Н
еожиданныи ракурс
78
- в юго-западном - двое муж-
чин с волынками;
- в северо-западном - две девуш-
ки и юноша собирают виноград.
Вакханалия была одна из из-
любленных тем в творчестве Жилло.
Один из его альбомов-эстампов по-
священ символическим изображе-
ниям жизни человека, переданным
в образах спутников Бахуса29.
В следующих помещениях
«Монплезира» Пильман вновь об-
ращается к теме «Времена года».
Причем, аллегории весны, лета и
осени размещены в двух галереях и
Лаковом кабинете, находящихся на
одной южной анфиладе, а зима изо-
бражена в росписях хозяйственного
помещения дворца, выходящего
окнами на север.
Плафон Лакового кабинета
посвящен «Осени». В обрамлении
завитков, птиц, сидящих на жер-
дочках, на фоне осеннего горного
пейзажа во весь рост дана полуобна-
женная женская фигура в венке из
виноградных листьев с перекинутой
через плечо шкурой леопарда. Вак-
ханка выдавливает из виноградной
грозди сок в чашу. У ее ног располо-
жился мальчуган с этими южными
сладкими ягодами. Сценка увенчана
картушем с изображением головы
Вакха(бога вина, символа осени)и
гирляндой из переплетенных цветов
и виноградных лоз.
В Буфетной представлена «Зи-
ма». Женщина с жаровней, в кото-
рой пылают угли, оберегает ладонью
исходящее от нее тепло, которое пы-
тается задуть северный ветер Борей.
У ее ног обнаженный амур и замерз-
шая птица, что еще более усиливает
ощущение зимнего холода.
В верхней части плафона в кар-
туше - голова бородатого старца,
олицетворяющего зиму. Причем, он
изображен настолько реалистично,
что некоторые исследователи по-
дозревают портретное сходство.
Н. И. Архипов и А. Г. Раскин счита-
ют, что художник «написал портрет
одного из безымянных строителей
дворца»30. Б. Ф. Борзин присоеди-
няется к их мнению и предлагает
еще одну версию: «а возможно, это
и автопортрет [Пильмана]31.
В мае 1719 года Пильман за-
кончил роспись в двух восточных
комнатах. С того времени, остав-
шись после смерти Леблона без под-
держки, он был без работы в течение
нескольких месяцев, несмотря на
блестящие рекомендации. Поэтому
в феврале 1720 года он подал про-
шение Петру I с просьбой о новом
заказе или увольнении на родину32.
28 мая 1720 года Пильман получил
заказ «написать потолоки в двух
галереях у Момплезира живопис-
ным самым добрым мастерством,
против рисунков изготовил госу-
даревыми материалами как ему
показано будет от подпорутчика
Кишкина, а завышеписанную ра-
боту взять ему денег 800 рублев из
оных наперед выдать половину 400
рублев а достальные по окончании
той работы»33.
Элементы орнамента в роспи-
си галерей почти те же, что и на
плафонах Центрального зала и
примыкающих к нему комнат, но
появляются новые стилистические
черты - изображения комических
масок и завитки становятся при-
чудливой формы, в виде крылатых
чудовищ с туловищами, переходя-
щими в орнамент.
Осенью 1720 года одна галерея
уже была расписана. 10 ноября того
же года от русских живописцев
поступило заявление с просьбой
перенести работы по второй гале-
рее на следующий год, о чем Семен
Кишкин пишет заместителю обер-
комиссара Канцелярии Городовых
Дел У. А. Синявину 12 ноября 1720
года, потому что «за нынешним зим-
нем временем писать невозможно. А
ежели де держать в ней жар или печь
поставить, и оттого де сверху угар
велик и в морозы от тепла станет
мокнуть, а внизу де теплу быть не
можно.
..»34.
Действительно, «для ускоре-
ния просушки известковых штука-
турок прибегают к искусственным
мерам: усиленному отоплению
помещения с помощью железных
переносных печей, которые ставят
поблизости просушиваемых стен;
меры эти дурно отражаются на
прочности штукатурки и стен [а
мы добавим - и живописи], так
как способствует просушке стен
лишь на их поверхности, где поры
закрываются и, таким образом,
препятствует дальнейшему про-
сыханию стен в их глубине»35.
Однако заявление не приняли
во внимание, работы продолжили, и
к февралю 1721 года их завершили.
2 февраля этого года Кишкин со-
общает Синявину, что «оной Пиль-
ман подля Монплезира те галдареи
потолки расписал кроме чердаков
живописною работою»36.
В центральном овале восточной
галереи представлена аллегория
«Лето» - женщина, играющая на
литаврах, у ее ног расположились
три младенца, олицетворяющие
летние месяцы. Среднюю компо-
зицию с двух сторон окружают два
небольших медальона, заключенные
в рамку в виде сплетенных цветов,
в них на золотом фоне коричневым
тоном прорисованы игры путти.
В западной галерее в центре
плафона «в мечтательной позе, изо-
бражена молодая девушка, к которой
спешит посланник любви - амур с
букетом цветов.»37. Она - богиня
цветов Флора, символ Весны. С
двух сторон от этой сцены в кру-
глых клеймах изображены пляски
путти (рисунок золотом по темному
серо-голубому тону). В восточной и
западной части потолка галереи по-
казана смена времени суток: на фоне
восходящего солнца, мальчик бью-
щий в бубен; а при заходящем солнце
мальчик с опущенным бубном.
Согласно контракту у фран-
цузского живописца имелись рус-
ские ученики: «. да позволено ему
[Пильману] будет взять в свою
службу таких русских людей какие
ему понравятся для научения их
своему художеству»38.
В Центральном зале и в при-
мыкающих к нему «каморах» мастер
трудился один, так как в документах
не упоминаются какие-либо другие
художники, помогавшие ему. Хотя,
вероятно, в его распоряжении все
же были ремесленники и подма-
стерья. В галереях и люстгаузах с
ним работали его ученики - Степан
Бушуев, Михаил Негрубов и Федор
Воробьев, а также другие русские
живописцы, о чем есть документаль-
ное подтверждение - доношение
Кишкина У. Синявину от 28 января
1721 года: «в прошлом 720 году при-
сланы были из Санкт Питербурха
ведения Оружейной Канцелярии
живописцы в Питер Гоф для ро-
списывания живописною работой
которые у той работы в Питер Гофе
были, а именно Александр Захаров,
Василий Ерошевский, Леонтий
Федоров, Василий Морозов, Иван
Любецкой, Дмитрий Соловьев,
Егор Моченой, Герасим Иванов и
оные из Питер Гофа отпущены в
Питербурх в том же году, и оных
живописцев прикажи Государь мой
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 77 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст