еожиданный ракурс
собрав прислать в Питер Гоф для
росписывания чердаков и для от-
дачи Караваку»39.
Хотя основной замысел и эски-
зы принадлежали Пильману, участие
русских живописцев не сводилось
только к роли пассивных исполни-
телей. Не отходя от намеченного
плана, они придали своеобразие
ряду образов. Все это объясняется
разностью школ - у Пильмана за
плечами была французская школа,
он был уже зрелым мастером; у
русских, начинающих художников в
основе лежала иконописная манера
и образы былинных и сказочных
персонажей.
В росписи западной галереи
принимал участие еще один фран-
цузский художник - Людовик
Каравакк (Louis Caravaque)40. 20
января 1721 года Ульян Синявин
пишет, что по указу Петра I в Петер-
гофе «в галдареи на правой стороне
Монплезира от моря.
.. где назначена
резьба, тут росписывать живописью
живописцу Короваке так же как
росписывает живописец Пилман»41.
Этим же числом обозначено про-
шение Каравакка в Канцелярию
городовых дел с требованием «для
росписывания на галдареи в Мом-
плезире красок.»42.
Первоначально падуги в гале-
реях предполагали отделать дубом,
как и стены, но, как видно из упомя-
нутого документа, они были распи-
саны. Поскольку осенью 1720 года
живописные работы в восточной
галерее уже завершили, очевидно,
что Каравакк, участвовал только в
росписи западной галереи.
В обеих галереях на падугах в
обрамлении завитков (иногда при-
чудливой формы с завершением в
виде головок бородатых злобных
чудовищ), гирлянд цветов изобра-
жено множество золотых масок.
Они отличаются по декоративному
оформлению - в западной гале-
рее маски заключены в картуши
бордового цвета, а в восточной их
поддерживают сложные завитки
такого же цвета. Некоторые маски
выполнены с большим мастерством,
но встречаются и довольно посред-
ственные. Это можно объяснить тем,
что и с Пильманом, и с Каравакком
трудились русские живописцы,
которые только обучались «письму
на французский манер». Причину
того, что Каравакку доверили столь
незначительные работы, объяснить
легко. Этого француза приняли на
службу в России, и по контракту он
должен был работать три года «в жи-
вописи на масле для гисторических
картин портретов и баталей лесов и
деревень и цветов зверей так в боль-
ших как и малых размерах так же в са-
мой малой суптелной живописи для
портретов и гисторических картин»43.
Для того, чтобы он показал свои уме-
ния в монументально-декоративном
искусстве, ему и поручили выпол-
нить роспись падуг в одной галерее
«Монплезира». Как только Каравакк
подтвердил свое мастерство, он стал
получать заказы44.
В феврале 1721 года с Пильма-
ном был заключен новый договор о
росписи двух «чердачков», то есть
боковых павильонов, или люстгау-
зов. Кишкин сообщает в Канцеля-
рию Городовых дел 22 февраля 1721
года о требовании Пильманом «в
Питер Гоф для росписывания двух
чердачков Монплезира красок,.
. ка-
рандашей,.
. пищей бумаги.»45.
4
мая 1721 года Синявин сооб-
щил Петру в Ригу, что «живописною
работою два чердачка подле галда-
рей написаны». 5 августа 1721 года
«по договору ево за росписание в
Питер Гофе в двух чердачках что при
Монплезире у галдарей потолоков
гзымзов живописною работою про-
тив рисунков из готовых государе-
вых материалов к прежде данным
ему Пильману наперед денгам ко
сту рублям достальные сто рублев
выдать ему Пильману записав в
росход с роспискою.»46.
Значит, плафоны в люстгаузах
выполнялись в феврале-апреле.
Прочность красочного слоя в это
время не могла быть обеспечена.
Этим и объясняется вызов Пильма-
на с учениками Бушуевым, Поздее-
вым и Негрубовым в Петергоф «для
починки по прежнему попорченной
живописной работы»47.
Росписи этих павильонов схо-
жи между собой, однако не содер-
жат уже привычной символики.
Световой фонарик и потолок укра-
сили орнаментальной росписью
золотом по светлому и темному
серо-голубому фону.
На падугах в восточном люст-
гаузе в обрамлении причудливых
завитков, завершающихся головами
драконов или сказочных старцев, -
композиции из ваз и разнообразных
птиц - удот, жаворонок, глухарь,
ворона, журавль и другие.
На падугах в западном павильо-
не - в середине каждой изображены
вазы с цветами и по два путти: одни
с луком и стрелами; другие - с
музыкальными инструментами
(флейтой и бубном); другие третьи
с гирляндами цветов.
Следует отметить, что ряд спе-
циалистов не отличают работы
Пильмана в галереях и люстгаузах
«Монплезира» и Каравакка в гале-
рее «Монплезира» и двух Вольерах.
Первым путаницу внес А. И. Успен-
ский. Он считал, что «чердаки» в
«Монплезире» - дело рук русских
живописцев под руководством
Каравакка, и «здесь же два чердака
расписывает Пильман». «Галдареи
подле Монплезира» тоже каким-
то образом, по словам Успенского,
одновременно украшают живопи-
сью и Пильман, и Каравакк48. Автор
резюмирует: «о каких тут галлереях
говорится, судить теперь трудно, так
как в настоящее время в Монпле-
зире существует всего 2 галлереи
петровского времени, соединяющие
центральный корпус дворца с двумя
павильонами (палатками?)»49.
Если хорошо разобраться в
приводимых Успенским архивных
документах, становится понятно,
что «чердаки», которые расписы-
вал Каравакк - это так называемые
«беседки на музыке» или Вольеры,
а Пильман работал в люстгаузах
«Монплезира». В галереях же тру-
дились русские живописцы из Ору-
жейной палаты под руководством
Пильмана, то, что делал в этих гале-
реях Каравакк, - это роспись падуг,
как упоминалось ранее.
Н. Н. Коваленская считала,
что Пильман расписывал «Мон-
плезир» и Вольеры, а «чердачки» в
«Монплезире» относятся к работам
Каравакка50.
Ясность в этот вопрос внесли
Н. И. Архипов и А. Г. Раскин51.
Позже к ним присоединились
А. А. Кедринский и В. П. Толстой:
«на основании архивных докумен-
тов сейчас точно установлено, что
автором живописного декора [Мон-
плезира] и руководителем бригады
русских мастеров-исполнителей
был французский художник
Ф. Пильман, а участие Каравака
(с именем которого по традиции
связывают росписи Монплезира)
сводились лишь к росписи участков
наружных стен здания - и то в более
позднее время»52.
79
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 78 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст