Росписи во дворце «Монпле-
зир» неоднократно реставрирова-
лись. А. И. Успенский в 1902 году
отмечает, что «после наводнения в
1770 году Монплезир капитально
ремонтируется. Надо отдать спра-
ведливость - весьма толково. Харак-
тер петровского времени сохранен
вполне. .
..Из более или менее зна-
чительных ремонтов Монплезира
бывших в XIX столетии, упомянем
два, - один в 1802 году (после бури)
и другой в 1825 (после наводнения
7 ноября 1824 года)»53. Успенский
отмечает, что «сохраняется Петер-
гоф далеко не так, как он того заслу-
живает. Казенная рутина выработа-
ла один тип ремонта: ежегодно все
приводить в “наичистейший” вид.
Из соображений такой казенной
чистоты - дворец и все фонтаны
ежегодно перекрашиваются вновь
(в некоторых частях от наслоения
краски совершенно заплыли орна-
менты), а изредка производятся и
более опасные для сохранности ста-
рины переделки. Так, от всей изуми-
тельно изящной и тонкой росписи
Петровских дворцов сохранился,
каким-то чудом, в нетронутом виде
один только купол беседочки на му-
зыке (бывшей в Петровские времена
птичником); все остальное, и в том
числе плафоны РШешеП; в Монпле-
зире, перемазаны в недавнее время
малярными подрядчиками»54.
Действительно, в XIX веке
регулярно проводились поднов-
ления росписей и, чтобы они вы-
глядели ярче, их почти каждый
год записывали сверху масляными
красками. К середине XX века пла-
фоны Пильмана по колориту были
неузнаваемы.
С 21 сентября 1941 по 19 янва-
ря 1944 года. Петергоф находился
в фашистской оккупации. В этот
еожиданный ракурс
Плафон западной галереи.
Фрагмент
период ряд факторов отрицательно
сказались на росписи:
- на морской террасе было рас-
положено орудие;
- центральную часть дворца
превратили в казарму;
- для обеспечения помещения
теплом использовали печи-времянки,
и на потолках оседала копоть;
- в некоторых местах потолки
осели, что грозило обрушением
штукатурки;
- в крыше образовались щели,
стала проникать влага (особенно
сильно пострадала роспись запад-
ной падуги в Зале; она превратилась
в «расплывшееся грязно-серое
пятно»55).
Старейший работник Петерго-
фа М. А. Тихомирова замечает, что
«плафоны комнат закопчены, за-
пачканы, в некоторых местах отпала
штукатурка с красочным слоем, в
центральном зале и галереях сы-
ростью уничтожены значительные
куски живописи, почти во всех по-
мещениях наблюдалось шелушение
красочного слоя»56.
В 1955-1963 годах росписи были
расчищены до авторского слоя и отре-
ставрированы бригадой художников-
реставраторов под руководством
Р П. Саусена. Чтобы сохранить «под-
черк кисти» русских живописцев,
Саусен отказался от последующего
после расчисток «прикосновения
кистью» в композиции с изобра-
жением Флоры в западной галерее57.
Таким образом, до сегодняшнего дня
она сохраняется в подмалевке.
В 1990-2000-х годах неко-
торые плафоны снова рестав-
рировались под руководством
Л. А. Любимова.
Голландский домик задумывал-
ся как летний дворец, и в зимний
период не отапливался. Более 200
лет на росписи влияли перепады
температур и влажности. То, что
они сохранялись все это время в до-
вольно хорошем состоянии в таких
условиях, а также примеры других
памятников архитектуры показыва-
ют, что дальнейшее существование
этого неповторимого живописного
произведения возможно только в
подобной среде.
Дворец «Монплезир» в Пе-
тергофе - уникальный памятник
начала XVШ века, в котором ис-
пользовали новейшие технологии
того периода. Многие интерьеры
во дворцах XVIII века перестраи-
вались, а плафоны, украшающие
их, утрачивали свою смысловую
выразительность или переписы-
вались. Ценность «Монплезира»
в том, что до наших дней все его
интерьеры сохранились без каких-
либо изменений, и если часть
отделки погибла во время войны,
росписи сохранились в своем
первозданном виде.
80
1
РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 32. 1717. Л. 867-873 об.
2
Жан Пильман (1728-1808) - рисовальщик-орнаменталит, гравер, живописец-пейзажист, автор жанра живописных панно в стиле
«шинуазери».
3 Одновременно с ним обучался и его ровесник Жан Антуан Ватто.
4 К сожалению, несмотря на все предпосылки для блестящей карьеры в России Филиппа Пильмана в качестве живописца-
декоратора, она сложилась не вполне успешно. Помимо «Монплезира» в Петергофе, летом 1719 года художник выполнил росписи в
двух залах Большого дворца, которые не сохранились до наших дней (РГИА. Ф. 467. Оп. 4. 1719. Д. 806. Л. 10 (опубл.: Успенский А. И.
Императорские дворцы. М., 1913. Т. 2. С. 140). Там же. Оп. 1. Кн. 19 а. 1720. Д. 42. Л. 201). В феврале 1724 года Пильман вновь просит
назначить ему постоянное жалование (1200 рублей в год). Петр I приказал ему дать абшит - уволить (без каких-либо оговорок), для
чего он был послан в Коллегию иностранных дел (РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 144. 1724. Л. 126-129). Таким образом, последние сведения о
французском живописце в России в документах встречаются 24 февраля 1724 года. Точная дата выезда, его дальнейшая жизнь и работа
в России и во Франции, год смерти неизвестны. (1730 как год смерти определяет только В. Г. Власов, но неясно, на какие источники
он опирается в данном вопросе. См.: Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1997. Т. 3. С. 163).
5 РГАДА. Ф. 150. 1717. Д. 16. Л. 7, 16.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 79 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст