еожиданный ракурс
6 Там же. Ф. 9. Отд. II. Кн. 32. 1717. Л. 867 - 873 об. (полностью опубл.: Калязина Н. В. Архитектор Леблон в России / Под ред.
Т. В. Алексеевой / / От Средневековья к новому времени: Материалы и исследования. М., 1984. С. 117-118. Прим. 30 б).
7 Там же. Ф. 9. Отд. II. Кн. 32. 1717. Л. 874-875.
8 Калязина Н. В. Монументально-декоративная живопись в дворцовом интерьере первой четверти XVIII века / Под ред.
Т. В. Алексеевой / / Русское искусство барокко: Материалы и исследования. М., 1977. С. 66. Прим. 15.
9 Там же. С. 61.
10 Шарль Лебрён (1619-1690) - выдающийся французский художник, главный автор и законодатель «Большого стиля» в ис-
кусстве Франции XVII века.
11 Tapisseries du roy, ou sont representez les quatre elemens et les quatre saisons. Avec les devises qui les accompagnent, et leur explication.
Paris: Sébastien Mabre-Cramoisy pour l’imprimerie royale, 1670.
12 РГАДА. Ф. 9. Отд. I. Кн. 38. 1718. Л. 23 (опубл.: Архипов Н. И. Раскин А. Г. Петродворец. Л.; М., 1961. С. 95).
13 Тихомирова М. А. Плафонная живопись Монплезира в Петергофе. Петергоф, 1955. Л. 24, 25 / / Архив ГМЗ «Петергоф». Р-91.
14 Голдовский Г. Н. Знаменов В. В. Дворец Монплезир. Л., 1981. С. 38.
15 Раскин А. Г. Петродворец. Л., 1988. С. 132.
16 Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М., 1954.
17 РГИА. Ф. 467. Оп. 3 (560/1579). 1718. Д. 16. Л. 1 (опубл.: Архипов, Раскин. Указ. соч. С. 96, 186, прим. 17).
18 Архипов Н. И. Раскин А. Г. Петродворец. Л.; М. 1961. С. 96.
19 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Кн. 4 б. 1719. Д. 56. Л. 87.
20 Там же. Оп. 3 (565/1475). Д. 6. Л. 2.
21 Исследователь садово-парковых растений Петергофа О. Д. Волкова считает, что Пильман «старался “писать” растения, соответ-
ствующие данному времени года» (Волкова О. Д. Исследование плафонной живописи в галереях и залах дворца Монплезир. Научная
работа. Петергоф. 2002. Л. 2 / / Архив ГМЗ «Петергоф». Р-165 а).
22 Емвлемы и символы избранные, на Российский, Латинский, Французский, Немецкий и Аглицкий языки переложенные, прежде
в Амстердаме, а ныне во граде Св. Петра напечатанные, умноженные и исправленные Нестором Максимовичем-Амбодиком. СПб.,
1788. С. XLIV.
23 Иконологический лексикон или Руководство к познанию живописного и резного художеств, медалей, эстампов и проч. с описа-
нием, взятым из разных древних и новых стихотворцев. С французского переведен Иваном Акимовым. СПб., 1763. С. 1, 2.
24 Тихомирова М. А. Укз. соч. Л. 24, 25.
25 Борзин Б. Ф. Росписи петровского времени. Л., 1986. С. 79.
26 Петр I. Материалы для иллюстрации его времени / / Художественные сокровища России. 1903. № 1. С. 25.
27 Тихомирова М. А. Памятники. Люди. События. Л., 1984. С. 276.
28 Eldelberg Martin. Watteau and Gillot: a point of contact / / The Burlington magazine. 1973. April. № 841. P. 232-239.
29 Тихомирова М. А. Плафонная живопись Монплезира.
.. Л. 13.
30 Архипов А. И., Раскин А. Г. Указ. соч. C. 93.
31 Борзин Б. Ф. . Укз. соч. С. 80.
32 РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 58. 1720. Л. 109 (полностью опубл.: Тихомирова М. А. Памятники. Люди. События. С. 225-226).
33 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Кн. 19 а. 1720. Д. 42. Л. 201-202 (впервые опубл.: Успенский А. И. Указ. соч. Т. 1. С. 4, 140).
34 Тихомирова М. А. . Памятники. Люди. События. С. 233 (ссылка на: Архив народного хозяйства (Ленинград). Фонд Канцелярии
от строений (без описи). Кн. 21. Л. 187).
35 Киплик Д. И. Техника живописи. М., 1998. С. 416.
36 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Кн. 19 а. 1721. Д. 42. Л. 200.
37 Борзин Б. Ф. Укз. соч. С. 80.
38 РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 32. 1717. Л. 874, 875.
39 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Кн. 18 а. 1721. Д. 54. Л. 134-135.
40 Людовик Каравакк (Louis Caravaque) - французский живописец. Родился 31 января 1684 года в Марселе. Он был из семьи резчиков
по дереву и скульпторов. В Марселе работал в Арсенале шпалер. С 1715 года до самой смерти в 1754 году состоял на русской службе.
41 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Кн. 18 б. 1721. Д. 241. Л. 613-615 (впервые полностью опубл.: Успенский А. И. Указ. соч. Т. 2. С. 5. Сноска 22).
42 Там же. Д. 253. Л. 634-634 об.
43 РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 25. 1715. Л. 522.
44 В 1721 году, сразу после росписи «Монплезира», Каравакку поручили расписать купола и стены Вольеров в Петергофе.
45 РГИА. Ф. 467. Оп. 1. Кн. 18 б. 1721. Д. 341. Л. 883.
46 Там же. Оп. 4. 1721. Д. 814. Л. 8.
47 Архипов Н. И., Раскин А. Г. Указ. соч. С. 96 (ссылка на ГПБ. Рукописный отдел. Счетная книга Канцелярии от строений за
1722 г. Л. 662, 663).
48 Успенский А. И. Императорские дворцы. М.,1913. Т. 2. С. 5. Прим. 21, 22,. 23.
49 Там же. Т. 2. С. 4.
50 Коваленская Н. Н. Живопись первой половины XVIII века / / История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1960.
Т. 5. С. 314; Коваленская Н. Н. Русское искусство XVIII века. М., 1962. С. 44.
51 Архипов Н. И., Раскин А. Г. Указ. соч. С. 96, 110.
52 Кедринский А. А. Толстой В. П. Монументально-декоративная живопись / / Русское декоративное искусство. XVIII век. М.,
1963. Т. 2. С. 262.
53 Успенский А. И. Петергоф в XVIII веке / / Художественные сокровища России. 1902. № 7, 8. С. 190-191.
54 Там же. С. 143.
55 Тихомирова М. А . Памятники. Люди. События. С. 200-201.
56 Тихомирова М. А. Плафонная живопись Монплезира в Петергофе. Петергоф. Л. 2.
57 Гессен А. Э. Жизнь архитектуры / / Восстановление памятников культуры. М., 1981. С. 92.
81
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 80 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст