еожиданный ракурс
почти полтора столетия они вновь
по праву вошли в число наиболее
значимых произведений садово-
паркового искусства середины
XIX века, являясь выразительным
памятником немецкого романтиз-
ма. Их история - один из примеров
творческих связей между Россией
и Германией в прошлом и настоя-
щем. Возрождение колонн стало
еще одним вкладом в укрепление
русско-немецких деловых, дру-
жественных и творческих связей,
которые имеют глубокие истори-
ческие корни.
1
Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802-1865), архитектор.
2
Ольга Николаевна (1822-1892), в 1846 году вышла замуж за наследного принца Карла Фридриха Александра Вюртембергского,
впоследствии короля Вюртембергского Карла I.
3 Николай I (1796-1855), император с 1825 года.
4 Александра Федоровна, до замужества прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вингельмина (1798-1860), дочь короля
Пруссии Фридриха-Вильгельма III и королевы Луизы, с 20.06.1817 замужем за русским великим князем Николаем Павловичем.
5 Фридрих-Вильгельм IV (1795-1861), король Пруссии с 1840 года.
6 Архив ГМЗ «Петергоф». Д. 258. Вернова Н. В. Царицын павильон, ссылка на архив РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 2869. Сентябрь 1854 г.
7 Менелас Адам (1753-1831), английский архитектор, с 1784 года работал в России.
8 Архив ГМЗ «Петергоф». Д. 258. Вернова Н. В. Царицын павильон, ссылка на архив РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 2869. Сентябрь 1854 г.
9 Архив ГМЗ «Петергоф». Д. 258. Вернова Н. В. Царицын павильон, ссылка на архив РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 2869. Сентябрь 1854 г.
10 Название «Марли» этот участок парка с находившимися на нем огородом и увеселительным павильоном получил при Фридрихе-
Вильгельме I (1668-1740) король Пруссии с 1713 года, который шутливо именовал его «мой Марли» в противоположность роскошной
резиденции французского короля Людовика XIV (1643-1715).
11 Lenne Peter Joseph (1789-1866), архитектор и паркостроитель.
12 Seiler M. Friedrich Wilchelm IV und Lenne. Friedrich Wilchelm IV. Künstler und König, 1995. С. 63.
13 Там же. С. 67.
14 Hesse Ludwig Ferdinand (1795-1876), немецкий архитектор и художник.
15 Simeon Pierre Devaranne.
16 Berges Heinrich (1805-1852).
17 Jutta Kriewitz und Saskia Huneke. Wunderwerk der Romantik. Die weissblau Glasssaule im Marliygarten von Sanssouci. (Porticus,
Stiftung Preussische Schlosser und Garten Berlin-Brandenburg, № 1. 2001).
18 Елизавета Людовика (1801-1873), баварская принцесса, с 1823 года - жена Фридриха-Вильгельма IV.
19 Мария (1825-1889), принцесса Пруссии, с 1842 года жена Максимилиана II, кузина короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV
20 Максимилиан II Баварский (1811-1864), король с 1848 г.
21 Kreuter Franz Jakob (1813-1889).
22 Архив ГМЗ «Петергоф». Д. 258. Вернова Н. В. Царицын павильон, ссылка на архив РГИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 2869. Сентябрь 1854 г.
23 Ludvig II (1845-1886), король Баварии с 1864 года.
24 1821-1912.
25 1848-1916, король с 1886 года.
26 1869-1955.
27 1878-1912.
28 Konigliche Träume / Casino und Park auf Roseninsel im Starnberger See, Munchen, 2001.
п р а Венер
и
.
Д . В. Осипов
Среди искусствоведов и люби-
телей искусства широко известна
мраморная статуя «Венера, сни-
мающая сандалию», ныне экспо-
нируемая в Академическом зале
Русского музея. По общему мнению
специалистов, это одно из лучших
произведений великого скульптора
Ивана Петровича Витали, выпол-
ненное им в 1852 году.
«Венера» И. П. Витали неиз-
менно получала самые высокие
оценки крупнейших отечественных
искусствоведов, начиная с середи-
ны XIX века до наших дней. Ху-
дожественные критики отмечали
пластическую красоту ее фигуры,
изящество пропорций и моделиров-
ки, гармонию контуров обнаженного
тела, грациозность легкого движения.
Превосходная обработка каррар-
ского мрамора указывает на то, что
учителями И . П . Витали были ита-
льянские скульпторы-мраморщики.
Г. М. Преснов, почти пятьдесят лет
руководивший созданным им от-
делом скульптуры Русского музея,
считал «Венеру, снимающую санда-
лию» самой значительной работой
последних лет жизни ее автора. Вме-
сте с тем, в прессе конца XIX века,
помимо высоких оценок ее художе-
ственного достоинства, встречались
и негативные высказывания о работе
И. П. Витали: критик В. В. Стасов
обращал внимание на капризность
позы, манерность и кокетство отстав-
ленного мизинца руки.
..
«Венера» была исполнена
И. П. Витали по заказу императора
Николая Павловича, благоволивше-
го работе ваятеля. В качестве образ-
ца им была предложена скульптору
небольшая античная бронзовая ста-
туэтка, хранившаяся в император-
ской коллекции Аничкова дворца.
Изготовление гипсовой модели «Ве-
неры» Витали осуществлял в классе
скульптуры Академии художеств.
К лету 1851 года работа была за-
вершена и представлена Николаю I.
Император был восхищен гипсовой
статуей и повелел изготовить с нее
мраморную скульптуру. К декабрю
1852 года И. П. Витали выполнил за-
каз. О высочайшей императорской
оценке выполненной скульптуры
говорит тот факт, что уже в конце
декабря 1852 года ваятель был на-
гражден «Орденом Св. Анны 2-й
8 5
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 84 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст