еожиданный ракурс
8 6
Венера, снимающая сандалию.
Мрамор.
Государственный Русский музей
степени, императорскою короною
украшенным, а также десятью ты-
сячами рублей серебром».
Судьба мраморной «Венеры»
И. П. Витали сложилась счастливо.
Сначала она была установлена в
Ротонде - императорской столовой
Зимнего дворца, но вскоре пере-
мещена в Зал русской скульптуры
только что построенного Нового
Эрмитажа. На одной из акварелей
Л. О. Премацци видно, что среди
многих скульптур только Венера
обнесена ажурной бронзовой оград-
кой, в чем, без сомнения, отразилось
особое внимание Императора к
этому произведению.
В 1897 году из Эрмитажа статуя
Венеры была передана в Русский
музей императора Александра III и
заняла одно из центральных мест в
академическом зале Михайловского
дворца. Начиная со ставшего клас-
сическим «Каталога Русского му-
зея» барона Н. Н. Врангеля, ни одно
из заметных изданий по истории
русского искусства не обходилось
без воспроизведения этого извест-
нейшего произведения.
Почти полтора столетия заслу-
женная слава и всеобщее обожание
мраморной Венеры И. П. Витали
оставляли в тени историю исходной
гипсовой модели скульптуры. Дело
в том, что примерно за год с момента
одобрения гипсовой модели и до
начала создания мраморного ори-
гинала, Николай I распорядился
Мраморная статуя Венеры
в Зале русской скульптуры
Нового Эрмитажа.
Акв.
Л.
О. Премацци.
1853 г. Фрагмент
изготовить с нее гальванопластиче-
ские копии для двух своих дочерей -
Марии и Ольги.
В тот период времени в России
успешно внедрялась гальвано-
пластика, тогда революционный
технический метод копирования
скульптуры. Известный в это время
мастер-гальваник И. Гамбургер имел
в Санкт-Петербурге мастерскую и
выполнял гальванопластические
заказы по изготовлению копий. У
истоков создания научных основ
гальванопластики в России нахо-
дился герцог М. Лейхтенбергский,
зять Николая I, муж его дочери
Марии Николаевны.
Гальванопластическому и ли-
тейному заведению герцога Лейх-
тенбергского и была заказана одна
из копий «Венеры», тогда как другая
изготавливалась в Гальванопласти-
ческой мастерской И. Гамбурге-
ра. На вопрос, почему император
сделал одновременно заказы двум
конкурирующим фирмам, до сих
пор нет однозначного ответа.
Как был выполнен импера-
торский заказ? Только недавно,
благодаря исследованиям круп-
нейшего знатока русской и запад-
ноевропейской скульптуры Елены
Вениаминовны Карповой, были
найдены и опубликованы архивные
материалы, позволяющие уверенно
говорить о судьбе двух гальвано-
пластических копий, которые были
представлены императору в на-
чале 1852 года. Работа мастерской
И. Гамбургера, получив высочай-
шее одобрение, была назначена к
отправке в Германию, в Штутгарт,
великой княгине Ольге Николаевне,
к тому времени королеве Вюртем-
бергской. Одновременно мастер
получил от императора новый заказ
на изготовление еще одной копии
статуи И. П. Витали для установки
на Ольгином острове в Петергофе.
С этим заказом Гамбургер также
справился блестяще, и в Петергофе
появилась гальванопластическая
копия Венеры, установленная на
круглом гранитном пьедестале око-
ло Ольгина павильона. Следы этой
Венеры потерялись в годы Великой
«Венера Ольгиноостровская».
Бронзовая копия.
ГМЗ «Петергоф».
Фото. 18 мая 2009 г.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 85 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст