еожиданный ракурс
Отечественной войны, и сегодня мы
ничего не знаем точно о ее судьбе.
Удивительно, но работа заведе-
ния герцога Лейхтенбергского была
«найдена неудовлетворительной»,
за чем последовало императорское
указание сделать другой экзем-
пляр. Одобренная государем, та
«Венера» была назначена «в дар»
великой княгине Марии Нико-
лаевне и перемещена из Зимнего
дворца, где временно находилась
гальванопластическая мастерская
Лейхтенбергского, в Мариинский
дворец, его резиденцию. Позднее
та статуя была переправлена во
дворец герцога Лейхтенбергского
в усадьбе «Сергиевка» в Старом
Петергофе. Судьба той «Венеры»
и - назовем ее Сергиевской - мне
хорошо известна: она сложилась
весьма драматично.
«Венера Сергиевская» была
установлена в приемной Марии Ни-
колаевны на первом этаже дворца.
Ей достались такие же исторические
испытания, которые выпали на долю
нашей страны с начала XX века:
революция, национализация, со-
ветизация, Великая Отечественная
война, разруха, тяжелое послевоен-
ное восстановление зданий усадьбы.
С 1920 года усадьба «Сергиевка»
(дворец, все постройки и парк) была
передана ученым Петроградского
университета для организации
летнего биологического стационара
для студенческих практик. Это и
год организации Биологического
научно-исследовательского инсти-
тута (БиНИИ), в котором я имею
честь работать вот уже полвека, а
последние 36 лет руководить им.
С 1960 года моя судьба и судьба
«Венеры Сергиевской» пересе-
клись, переплелись и стали просто
неразрывны.
В августе 1941 года богатую
коллекцию скульптуры дворца
Лейхтенбергского не удалось эва-
куировать; более того, не удалось
хоть каким-то образом упрятать ее
и уберечь.
.. В самые тяжелые годы
обороны Ленинграда и блокады
города линия фронта прошла по
территории усадьбы «Сергиевка».
Здесь более двух лет держали оборо-
ну войска знаменитого Ораниенба-
умского плацдарма, отсюда в январе
1944 года началось наступление во-
йск Ленинградского фронта и пол-
ное освобождение города от блока-
ды. В результате военных действий
«Венера Сергиевская».
Дворец герцога Лейхтенбергского.
Старый Петергоф.
Фото. 1938 г.
«Венера Сергиевская»,
извлеченная из-под развалин
дворца с повреждениями.
Фото. Июль 1960 г.
дворец был разрушен и сожжен, пре-
вращен в руины. Только в 1964 году
было закончено его восстановление
для использования помещений под
цели научных исследований. А что
стало с Венерой?
В июле 1960 года, в период
моей студенческой преддипломной
практики, из-под развалин дворца
студентами строительного отряда
университета была извлечена силь-
но поврежденная статуя «Венеры
Сергиевской». Тогда казалось, что
вернуть ей прежнее великолепие и
красоту будет невозможно.
..
Но в 1999 году, к 275-летнему
юбилею Санкт-Петербургского
государственного университета,
мне, тогда уже директору БиНИИ,
казалось совершенно необходимым
попытаться восстановить эту заме-
чательную скульптуру. Я пригласил
моих коллег-физиков Виктора
Ивановича Цибулю и Владимира
Васильевича Берцева для выполне-
ния необходимых реставрационных
работ под контролем специалистов
КГИОП.
Во время работы над воссозда-
нием «Венеры» судьба свела меня
с известным специалистом по рус-
ской скульптуре - Ольгой Алексе-
евной Кривдиной, ведущим науч-
ным сотрудником Государственного
Русского музея. Именно ей мы обя-
заны разгадкой той драматической
ситуации, когда Николай I сделал
заказ своему зятю, но выполненная
им гальванопластическая копия
оказалась неудовлетворительно-
го качества. Секрет раскрылся
30 апреля 1999 года, когда я пригла-
сил комиссию специалистов ГРМ
для приемки выполненных рестав-
рационных работ и стало ясно, что
перед нами не гальванопластиче-
ская копия, а авторский бронзовый
отлив Венеры И. П. Витали!
Однако, несмотря на это, труд-
но сказать, кто и почему в 1852 году
посмел ослушаться императорского
повеления изготовить гальвано-
пластическую копию. Я думаю,
что у герцога М. Лейхтенбергского
действительно могли возникнуть
трудности с гальванопластирова-
нием скульптуры, о чем ясно сви-
детельствуют неудачи первого этапа
изготовления копии. Очевидно
одно: бронзовый отлив такой слож-
ности не мог быть изготовлен без
участия самого автора - скульптора
И. П. Витали. Эти две яркие лич-
8 7
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 86 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст