еожиданный ракурс
8 8
«Венера Сергиевская». Момент реставрации скульптуры.
Универсанты-физики: В. И. Цибуля и В. В. Берцев.
Фото 1999 г.
ности в российской истории были
близки. Детективный сюжет всей
ситуации, возможно, объясняет
факт быстрого перемещения вы-
полненной «незаконным способом»
статуи из Мариинского дворца в
далекую от императорского глаза
Сергиевку.
Немаловажную роль в форми-
ровании пелены таинственности
в истории создания бронзового
оригинала «Венеры» И. П. Витали
сыграл и тот факт, что все «фигу-
ранты» той истории ушли из жизни
за короткий период. Герцога Мак-
симилиана Лейхтенбергского не
стало 1 ноября 1852 года, император
Николай I «почил в бозе» 18 фев-
раля 1855 года, а 5 июля 1855 года
после продолжительной болезни
скончался Иван Петрович Витали.
И по сей день во всех официальных
документах (в архивах Канцелярии
императорского двора, в материалах
Отдела рукописей Русского музея,
в архиве КГИОП) эта «Венера»
неизменно ошибочно числится как
гальванопластическая.
Итак, 12 мая 1999 года на тор-
жественном заседании Ученого
совета Биологического института
СПбГУ возрожденная «Венера»
вновь встала на свое место, поражая
всех своей первозданной красотой,
украшая дворец Лейхтенбергского
в Сергиевке.
Спустя 10 лет ко мне обра-
тился генеральный директор ГМЗ
«Петергоф» Вадим Валентинович
Знаменов с просьбой предоставить
возможность сделать с «Венеры
Сергиевской» форму для выпол-
нения бронзовой копии «Венеры»
Ольгина острова в Петергофе, утра-
ченной в годы войны. В качестве
«компенсации» за использование
модели скульптуры «Венеры Сер-
гиевской» я попросил выполнить
завершающие реставрационные
работы и провести патинирова-
ние скульптуры. Наши намерения
были скреплены тройственным
договором: в качестве подрядной
организации выступало Научно-
производственное и коммерческое
предприятие «ПИН» (директор
А. А. Папировский), имеющее
хорошую репутацию в деле рестав-
рационных работ для музеев Санкт-
Петербурга.
В ноябре-декабре 2008 года
формы для бронзовой копии были
изготовлены. В то же время с «Ве-
нерой Сергиевской» были прове-
дены необходимые завершающие
реставрационные работы и патини-
рование. 18 мая 2009 года, в Между-
народный день музеев, на Ольгином
острове около Ольгина павильона на
сохранившийся исторический круглый
гранитный пьедестал была установлена
бронзовая статуя «Венера, снимающая
сандалию» И. П. Витали. Так началась
новая жизнь «Венеры Ольгиноо-
стровской».
..
Завершая повествование о «Ве-
нерах» И. П. Витали во дворцах
Санкт-Петербурга уместно поведать
еще об одной счастливой истории,
которая вполне могла бы остаться
только красивой сказкой о Венере.
Дело в том, что при изготовлении
бронзовой скульптуры в качестве
промежуточного технологического
этапа неизменно появляется гипсо-
вая копия, состоящая из отдельных
фрагментов. С них и изготавливают
формы для отлива. Бронзу отлива-
ют отдельными сегментами скуль-
птуры, а потом соединяют отлитые
части, вставляя шпильки, зачекани-
вают швы, полируют поверхность,
патинируют созданную копию. Как
правило, после завершения всех
работ гипсовую модель уничтожают,
дабы исключить несанкционирован-
ные попытки копировать шедевры.
Однако в силу добрых творческих
отношений партнеров по проекту
копирования «Венеры» мне удалось
получить согласие на изготовление
из фрагментов цельной гипсовой ко-
пии статуи. И тогда появился шанс
для начала следующей истории уже
сегодняшнего дня - на свет появи-
лась новая Венера Румянцевского
особняка, в котором сейчас распола-
гается филиал Государственного
Музея Истории Санкт-Петербурга
(ГМИСПб). Румянцевский особняк
на перекрестках истории с «Венера-
ми» И. П. Витали возник совсем не
случайно.
«Венера Сергиевская». Авторский
бронзовый отлив И. П. Витали (1852),
после завершения реставрационных
работ. Зал дворца герцога
М. Лейхтенбергского.
Фото. Май 1999 г.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 87 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст