ады и парки Петергофа
деревьев и кустарников, выращива-
нию экзотических кадочных культур,
новым парковым объектам (вольеры
птичники, острова, лабиринт), а ведь
это все - труд многих и многих спе-
циалистов: реставраторов, архитек-
торов, садовников, вкладывающих
свою душу и свой талант в общее дело
возрождения Петергофа.
Исторически сложившаяся сре-
да любого памятника почти всегда
включает в себя природное окру-
жение архитектурных объектов.
Единство архитектурного ансамбля,
гармоничное сочетание памятника с
его окружением являются важней-
шим критерием ценности памятни-
ка при его восстановлении. Кроме
того, памятники архитектуры (в
том числе и ландшафтной) служат
носителями характерных черт и
элементов определенных стилей.
Тем значительнее становится во-
прос глубины исследований по от-
дельным объектам, участкам парка,
«микроансамблям», где каждая
деталь приобретает характер под-
линности и неповторимости.
Морской (или Самсоновский)
канал в Нижнем парке - одно из пер-
вых гидротехнических сооружений
Петергофа и центральная компози-
ционная ось ансамбля - создавался
по эскизам Петра I в период с 1714
по 1720 год. Являясь вместе с Боль-
шим каскадом центром композиции,
Морской канал изображался на
всех генеральных планах, включая
первый план 1716 года архитектора
И. Ф. Браунштейна. Первые ели
на канале появились в 1770 году.
В архивном документеговорилось:
«По каналу позади решеток между
высокого ольхового шпалера елей
требуемое число.
.. и к тому земли
заготовить»1. После наводнения
1824 года канал был поврежден и
реконструирован в 1859-1860 годах
архитектором Н. Л. Бенуа. Вместо
елей по берегам канала были выса-
жены пихты, просуществовавшие до
30-х годов XX века. В 1963 году при
восстановлении канала и аллейных
фонтанов была проложена дренаж-
ная система и посажено 68 елей
колючих (форма «Серебристая»).
Через 30 лет они достигли высоты
в 15-17 метров. Разросшиеся ели
со временем закрыли собой исто-
рическую перспективу на Большой
дворец с моря. Испытывая сильное
угнетение со стороны пешеходных
аллей, а также от постоянного под-
топления корневой системы со сто-
роны фонтанов в начале XXI века
ели стали ослабевать. Результатом
ослабления стало поражение елей
короедом - вредителем древесины
«дендроктоном». К моменту начала
реставрации (октябрь 2008 года)
большинство деревьев находилось
в умирающем состоянии, на них
было много усохших ветвей и они
потеряли декоративный вид. Аллеи
больных деревьев представляли угро-
зу для посетителей парка во время
штормовых ветров, поэтому была
необходима полная замена хвойных
деревьев вдоль канала, воссоздание
газонов и дренажной системы, ремонт
прилегающих дорожных покрытий.
После посадки елей обыкновенных
(98 шт.), которые ежегодно будут
подвергаться стрижке до высоты
5 метров, открылась великолепная
историческая перспектива на дворец
со стороны залива, утраченная в по-
следние десятилетия.
Отдельные элементы садово-
парковой или так называемой «зе-
леной архитектуры» все чаще при-
влекают к себе внимание в плане
восстановления этих своеобразных
участков исторических садов. Ла-
биринт как садовый орнамент, сти-
левой элемент садового искусства
и архитектуры ведет свое начало от
древних веков.
Однако большинство лабирин-
тов в садах Европы не сохранилось.
Некоторые были воссозданы в XX
веке по историческим чертежам. Ча-
сто внутри лабиринтов находились
фонтаны, бассейны, гроты, беседки,
скульптура.
Лабиринт в восточной части
Нижнего парка Петергофа создавал-
ся «на пустом месте против Темпля в
лесу со шпалерами»2. Образцом для
него послужил рисунок из извест-
ной книги Леблона-Д’Аржанвиля
«Теория и практика садов», поэтому
первоначально он носил название
«французский плантаж» и представ-
лял собой прямоугольник 182х137
метров, обнесенный рвом с водой,
с восемью лучами-дорожками, от-
ходящими от овальной площадки,
в центре которой находился бас-
сейн с фонтаном. Внутри каждой
из восьми частей прямоугольника
располагались фигурные площадки
с различным наполнением (пруды,
цветники, партеры). Все дорожки
и площадки были подчеркнуты
высокими «зелеными стенами» -
шпалерами, в углах которых росли
штамбовые деревья. Шпалеры соз-
давались из липы и ольхи, боскеты
заполнялись плодовыми деревьями
и кустарниками, вертикали - из
штамбовых лип. После смены са-
дового стиля в конце XVIII века
стрижка Лабиринта прекратилась,
и он быстро стал зарастать само-
севом. Сильное наводнение 1825 г.
уничтожило последние очертания
Лабиринта. Впоследствии он не
восстанавливался.
Археологические раскопки,
проведенные в Лабиринте, по-
могли установить ширину аллей,
обнаружить борта бассейна, вымо-
щенные булыжником, и определить
общие размеры лабиринта - 151,2х
115,6
метров. С февраля 2008 года
по май 2009 года на территории
9 1
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 90 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст