ады и парки Петергофа
ны - Большие, Менажерные, «Пи-
рамида», «Сноп», «Адам», фонтан
Менажерейного пруда, Нишельные
фонтаны по сторонам Морско-
го канала. В центральной части
Нижнего парка сделаны «галереи
маленькие с каморками», которые
предполагалось украсить фонтана-
ми. В 1724 году в восточной галерее
поместили оригинальный музы-
кальный инструмент, названный
«клокшпилем» или «колокольней,
которая ходит водою». Пробковые
молоточки, приводимые в движение
водяным колесом, ударяли по хру-
стальным колокольчикам, издавая
мелодичный звон. 56 различных
по размеру колокольчиков были
изготовлены по модели Д. Трезини
на Ямбургском стекольном заводе
А. Д. Меншикова.
Смерть Петра в январе 1725
года изменила дальнейший ход
строительства Петергофа, однако
приморская резиденция уже жила
своей жизнью и ее ждало блестя-
щее будущее. В последующие
царствования многое из намечен-
ного Петром I в его повелениях и в
«Пунктах о Питергофских работах»
было исполнено, и Петергоф, пусть
гораздо медленнее, но украшался
фонтанами и каскадами по задуман-
ному его основателем плану.
В 1725 году в газете «Ведомо-
сти» указывалось, что императри-
ца Екатерина I проявляет особую
заботу о делах, начатых покойным
императором, среди которых упо-
миналось и о «достройке Петерго-
фа». К осени 1725 года за западной
деревянной галереей был устроен
фонтан «Фаворитка», декоративное
оформление которого являлось
ожившей иллюстрацией к басне Ж.
Лафонтена «Утки и пудель». Басни
французского поэта пользовались
в петровское время большой попу-
лярностью, а их содержание толко-
валось в духе событий того периода.
В глубоком бассейне кружились
четыре медные пестро расписанные
масляной краской утки, которых
пытается догнать собачка Фаворит-
ка, из утиных клювов и пасти мопса
вылетают водяные язычки. Эффект
фонтана усиливался акустическим
устройством, воспроизводившим
кряканье и собачий лай, возле фон-
тана на металлическом щитке распо-
лагался комментарий, поясняющей
смысл происходящего: «Собачка
Фаворитка гоняется за утками на
Фонтан «Фаворитка».
Копия с чертежа XVIII века,
выполненная, сотрудницей
Петергофских
музеев К. А. Большевой
для воссоздания фонтана.
1924 г.
воде; тогда утки ей сказали так: ты
напрасно мучися, ты силу имеешь
нас гнать, только не имеешь силы
поймать». «Фаворитный фонтан»,
пущенный 27 сентября 1725 года,
создали за три месяца архитектор
М. Г. Земцов, скульптор Н. Пино,
фонтанный мастер П. Суалем,
механик и музыкант И. Ферстер.
Забавный фонтан понравился, и его
тотчас повторили для Летнего сада.
«Фаворитка» —
единственный из
пяти фабольных фонтанов, сохра-
нившихся до наших дней.
В 1725-1726 годах архитектор
Т Усов построил фонтан «Ева», пар-
ный уже существующему «Адаму»,
и фонтан «Оранжерейный», где в
центре бассейна на туфовой основе
установлена свинцовая фонтанная
фигура - двухвостый тритон, раз-
рывающий зубастую пасть морского
чудовища, и четыре черепахи, в
испуге отползающие от схватив-
шихся противников. Живописная
скульптурная группа, исполненная
по модели Б. К. Растрелли, явля-
лась типичной для XVIII столетия
аллегорией борьбы России за выход
к Балтийскому морю.
В царствование императрицы
Анны Иоанновны было проведено
немало мероприятий для поддер-
жания и улучшения Петергофа:
в этот период наметился новый
подъем строительных работ, значи-
тельно обогатилось декоративное
фонтанное убранство. В 1730-х
годах в Верхнем саду по проектам
И. Бланка и И. Давыдова построили
пять фонтанов, декорированных
свинцовой золоченой скульпту-
рой, исполненной Б. К. Растрелли
при участии русских скульпторов,
обучавшихся в Италии - А. Селива-
нова, Ф. Медведева, А Хрептикова.
Для оформления фонтана «Ме-
жеумный» Растрелли выполнил
сложную по композиции свинцовую
золоченую группу, в центре которой
был изображен Персей на коне с
головой Медузы в руках, защищаю-
щий Андромеду от дракона. Вокруг
помещались шесть маленьких дере-
вьев и дельфины.
В 1731-1732 годах по проекту
М. Г. Земцова был перестроен и
декорирован скульптурой Марлин-
ский каскад: водопадную лестницу
архитектор расширил и увеличил
по высоте, стенки под ступенями
закрыл медными золочеными листа-
ми, благодаря этому каскад и стал
именоваться «Золотой горой». В те
же годы продолжились работы на
незавершенном Руинном каскаде,
было закончено возведение каскад-
ных стен и уступов, по которым
пустили воду. В следующем году
Фонтан «Адам».
ПроектН. Микетти. 1721 г.
9 3
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 92 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст