п
ады и парки Петергофа
9 4
сделали четыре деревянных, по-
крытых листовым свинцом щита,
застланных туфом, между глыбами
которого бурлили потоки воды.
На каскаде были установлены три
раскрашенные фигуры драконов,
вырезанные из дерева по модели К.
Оснера. С той поры он и получил
название «Драконова гора».
В 1733-1735 годах в Верхнем
саду в бассейне поставили выпол-
ненное Б. К. Растрелли свинцовое
золоченое дерево, три тритона и
шесть дельфинов. С того времени
декоративное оформление фонтана
неоднократно менялось, но его по-
прежнему называли «Дубовым». Че-
рез два года архитекторы И. Бланк и
И. Давыдов превратили Квадратные
пруды в фонтанные бассейны, ко-
торые были декорированы свинцо-
выми золочеными скульптурными
группами, выполненными Б. К. Рас-
трелли с помощниками. В западном
пруду - Диана под деревом в окру-
жении дельфинов, собак и нимф. В
восточном пруду - Прозерпина и
Алфей с сиренами и дельфинами.
В ознаменование 25-летия по-
беды Русской армии над шведами
под Полтавой в 1735 году была
установлена скульптурная груп-
па «Самсон, раздирающий пасть
льва», отлитая из свинца по рисунку
Б. К. Растрелли. Одновременно
М. Г. Земцов передвинул Нишель-
ные фонтаны через аллею к самому
каналу, сделав новые бассейны в ба-
рочном стиле из пудостского камня.
В бассейнах установили деревянные
чаши, в которых теперь действовали
миниатюрные многоструйные фон-
танчики - в виде пирамидки, снопи-
ка, каждый «разным манером».
По проекту Б. К. Растрелли в
1738 году с южной стороны Непту-
новского бассейна, построенном еще
при Петре I В. Туволковым, был
создан трехступенчатый каскад со
свинцовой статуей «Зима». В следую-
щем году бассейн декорировали свин-
цовой золоченой скульптурной груп-
пой «Нептунова телега», выполненной
Б. К. Растрелли. Фонтан «Нептунова
телега» с его сверкающими золоче-
ными статуями и множеством струй,
бивших из нептуновского трезубца,
ноздрей и копыт лошадей, из пастей
дельфинов и даже из колесницы, над
которой поднималась менажерная
струя, удерживающая на весу золо-
ченый шар, должен был производить
очень сильное впечатление.
В 1739 году по проекту И. Блан-
ка и И. Давыдова на площади перед
каскадом «Драконов» появились
два Римских фонтана. Архитекторы,
построившие эти фонтаны из дере-
ва, покрытого свинцом, повторили
композицию каменного фонтана
на площади перед собором Святого
Петра в Риме, что определило их
название - Римские. В этом же году
в центре Песочного (или Стерля-
жего) пруда, который был отрыт
под наблюдением В. Туволкова
еще в 1724-1727 годах, установи-
ли фонтан, декорированный ис-
полненными по модели К. Оснера
свинцовыми «морскими быками»
и деревянной семиметровой сказоч-
ной «рыбой-кит» «с вододействием
из рта и головы».
Императрица Елизавета Пе-
тровна обновила все постройки и
довела Петергоф до такой степени
совершенства, что он мог соперни-
чать, в особенности своими фон-
танами, с лучшими европейскими
резиденциями. В западной «галерее
с маленькими каморками» в 1745
году была установлена еще одна
оригинальная «музыкальна маши-
на» - «орган с большим валом, на
чем ноты поставлены». Во время
действия фонтана вода приводила
в движение деревянные раскрашен-
ные фигуры - егеря, трубящего в
рог, собак, с лаем преследующих
оленя, певчих птиц. К сожалению,
об устройстве этих необычных
музыкальных инструментов сохра-
нились лишь отрывочные архивные
сведения: известно, например, что
звуки в «егерской штуке» вос-
производились с помощью мехов,
которыми управлял органист.
Для улучшения действия фонта-
нов были очищены пруды у Бабьего
гона и подняты плотины. В 1754 году
императрицей было сделано замеча-
ние, что фонтан «Самсон» «играет
низко». Проведенное обследование
показало, что положенные в петров-
ское царствование деревянные трубы
во многих местах сгнили, завалены
землей, от чего ослабло и действие
фонтана. Было приказано «вырыть
открытый канал от Бабьего гона к Пе-
тергофу и воду провести к фонтану по
чугунным трубам». Через год канал
был вырыт и в нем уложены чугунные
трубы, изготовленные на Угодских
заводах графа А. И. Шувалова.
Со вступлением на престол Ека-
терины II значение Петергофа из-
менилось. По сравнению с Царским
Селом ему была отведена второсте-
пенная роль, визиты императрицы
были крайне редки. Уединенная
жизнь, которую Екатерина вела в
«Монплезире», не вызывала у нее
радостных воспоминаний. К концу
1860-х годов без хозяйского при-
смотра, каскады и фонтаны сильно
обветшали, ряд сооружений нуж-
дался в ремонте.
С первых лет строительства ре-
зиденции архитекторы стремились
Эрмитажный каскад.
Гравюра С. Галактионова по рисунку С. Щедрина. Начало XIX в.
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 93 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст