ады и парки Петергофа
к использованию в фонтанных соо-
ружениях, долговечных материалов.
Однако по различным причинам
многие детали приходилось делать
из дерева, покрытого свинцом, что
приводило к бесконечным дорогосто-
ящим «возобновлениям» фонтанов.
В 1763 году обветшавшие Римские
фонтаны передвинули от Шахматной
горы на их нынешнее место. Сооруже-
ния стали более монументальными,
обильно декорированными резными
золочеными деталями, вновь выпол-
ненными из дерева.
После посещения Петергофа
8 июня 1768 года Екатерина II пи-
сала Никите Панину: «Только без
сердца видеть не можно, как все
здесь запущено, хотя с 1762 году я
на то выдала 180 000 рублей, а этот
старый хрыч Елагин вместо того,
чтобы Петергоф чинить, чорт знает
что из тех денег делал». В последую-
щие годы царствования, несмотря
на приверженность императрицы
к английскому пейзажному стилю
и нелюбовь к фонтанам, работы по
поддержанию фонтанных соору-
жений в Петергофе все-таки про-
должились. В 1772 году архитектор
И. Яковлев изменил оформление
фонтана в Менажерейном пру-
ду. Взамен постамента, имевшего
форму корзины, из которой раз-
летались двенадцать дугообразных
струй с менажерным столбом воды
в центре, был построен кирпичный
барабан, облицованный туфом, с
размещенными на нем шестнадца-
тью свинцовыми дельфинами, из
пастей которых били мощные струи.
Центральная струя поднималась
над группой, скомпонованной из
четырех дельфинов. В восточной
половине пруда была устроена
купальня в виде открытого сверху
павильона. В последующие четыре
года по чертежам Ю. М. Фельтена
и под руководством архитектора
И. Яковлева фонтан подвергся
вторичной переделке: в центре был
установлен металлический кане-
лированный столб, завершенный
скрепленными между собой золо-
чеными дисками. Из них подобно
лучам солнца, разлетались около
двухсот струй воды, которые дали
фонтану название «Солнце». Для
вращения трубы и дисков внутри
барабана, обшитого для гидроизо-
ляции свинцовыми листами, было
установлено водяное колесо. Одно-
временно переделке подлежала и
Нишельный фонтан.
Копия с чертежа XVIII века,
выполненная, сотрудницей
Петергофских
музеев К. А. Большевой для
воссоздания фонтана. 1924 г.
купальня, которая теперь занимала
весь пруд.
В 1773-1775 годах в фонтане
«Межеумный» из-за ветхости была
снята свинцовая золоченая группа
«Персей, защищающий Андромеду
от дракона». По проекту И. Яков-
лева из сохранившихся скульптур
скомпоновали новую декоративную
композицию: дракон, окружен-
ный четырьмя дельфинами. Были
созданы новые фонтаны-шутихи,
которые придали парку исклю-
чительную полноту. В 1784 году в
куртине вблизи Оранжереи появи-
лась группа, состоявшая из трех
металлических елочек, созданных
фонтанными мастерами Ф. Стрель-
никовым и И. Кейзером. В 1796 году
под влиянием «китайских» построек
Ю. М. Фельтена и В. И. Неелова в
Царском Селе, в Нижнем парке Пе-
тергофа появился фонтан «Зонтик»,
устройством которого занимались
архитектор Ф. Броуэр и фонтанный
мастер И. Кейзер.
Чрезвычайно многим обязан
Петергоф императору Павлу I,
который за непродолжительное
время своего царствования устро-
ил там новые фонтаны, приказал
заменить деревянные золоченые
украшения водометов на бронзовые
и мраморные. В 1799 году комиссия
профессоров Академии художеств,
в которую входили Ф. Г. Гордеев,
И. П. Мартос и М. И. Козловский,
признала необходимость заменить
свинцовые статуи Большого ка-
скада. Уже ставшую знаменитой
скульптуру группу «Самсон, разди-
рающий пасть льва» было поручено
выполнить М. Козловскому.
18
сентября 1799 года Павел I
подписал указ «О сделании в Ниж-
нем саду каскады». Проект «каска-
ды» вблизи Эрмитажа выполнил
А. Н. Воронихин, строительными
работами руководил архитектор
Броуэр, а устройством фонтанной
подводки занимался фонтанный
мастер Ф. Стрельников. К июлю
1800 года Эрмитажный каскад, со-
стоящий из двух невысоких стенок,
возведенных по сторонам площадки,
вымощенной путиловской плитой,
был построен. На стены установили
восемь ваз, из которых поднимались
невысокие толстые струи. С обра-
щенной к Эрмитажу стороны стены
соединялись двумя полукружными
уступами, по которым вода ниспа-
дала в бассейн. Слева и справа от
каскада на пьедесталах стояли ста-
туи Гермеса и Флоры, замененные в
1801 году бронзовыми львами.
В последний год XVIII века
деформировавшуюся «Нептунову
телегу» заменили бронзовой группой
«Нептун», купленной Павлом I у ма-
гистрата Нюрнберга для Гатчины.
Однако после перевозки в Россию
группа была установлена в Верх-
нем саду на мощный пьедестал,
вытесанный из найденной в окрест-
ностях Петергофа гранитной глыбы.
Фонтанный мастер Ф. Стрельников
провел к скульптурной группе фон-
танные трубы. Одновременно вме-
сто свинцовой «Зимы» поставили
бронзовую копию статуи Аполлона
Бельведерского. С того времени
каскад с южной стороны Нептунов-
ского бассейна стал именоваться
«Каскад Аполлона».
По проекту А. Н. Воронихина в
1799-1800 годах на склонах у Большо-
го дворца были построены 10 каскадов
и 20 фонтанов-чаш, материалом для
создания которых послужил пудост-
ский камень. Идея устройства «Тер-
расных фонтанов», возникшая еще
при Петре I, получила воплощение.
Одновременно деревянные Римские
фонтаны были перестроены в граните
и мраморе. Работы вели архитекторы
Ф. Броуэр и Т Насонов при участии
талантливого фонтанного мастера
Ф. Стрельникова, по указанию кото-
9 5
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 94 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 96 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст