п
ады и парки Петергофа
Фонтаны-шутихи.
Из альбома Ф. Вистингаузена, 1824 г. Акварель
рого корректировался архитектурный
проект и были выполнены рисунки
свинцового декора. В 1799 году был
снят обветшавший скульптурный
декор Китового фонтана и создан
фонтан, который сохранился до на-
ших дней.
В царствование Александра I
Петергоф изменился незначитель-
но. Любимым местом пребывания
императора было Царское Село,
где он провел годы своей молодо-
сти. Поддержанию петергофских
дворцов и садов в том отличном со-
стоянии, в котором они находились
при его отце, способствовали заботы
вдовствовавшей императрицы Ма-
рии Федоровны. В 1802 году была
установлена на место скульптура
«Самсон, раздирающий пасть льва»
М. И. Козловского, отлитая из брон-
зы годом раньше. Она сохранила
первоначальный замысел и ком-
позицию Б. К. Растрелли, получив
значительные изменения в деталях.
Одновременно по проекту А. Н. Во-
ронихина был сооружен новый пье-
дестал фонтана, в котором с четырех
сторон устроили полуциркульные
ниши и поместили в них бронзовые
золоченые головы львов.
Фонтан «Дубок», снятый в
Верхнем саду еще в середине XVIII
века, в 1802 году был установлен
на нынешнее место. Фонтанный
мастер Ф. Стрельников придал шу-
тихе облик, более подходящий для
пейзажного парка. Раззолоченный
декоративный дуб превратился в
«натуральное дерево», окруженное
«тюльпанами» и скамьями. Продол-
жилось создание новых бронзовых
статуй и ваз для Большого каскада,
законченное к 1806 году.
Период царствования Николая I
отмечен новым этапом развития
русского камнерезного искусства,
что позволило заменить ветхие
фонтанные сооружения гранит-
ными и мраморными. Эти работы
связаны с именем архитектора
А. И. Штакеншнейдера, по чертежам
которого на Петергофской граниль-
ной фабрике изготовили из каррар-
ского мрамора десять каскадов и
10 чаш для «Террасных фонтанов».
Для Больших фонтанов вытесали
семнадцатитонные чаши, массивные
пьедесталы и кордоны, которыми
оградили бассейны. Партер перед
Большим каскадом украсили мра-
морными скамейками-фонтанами.
К середине XIX века Эрми-
тажный каскад был разобран из-за
сильного разрушения пудостского
камня. На его месте Штакеншней-
дер соорудил новый, за которым
закрепилось название «Львиный».
В плане повторяющий прежний, он
отличался от него высокой колон-
надой. Между двенадцатью колон-
нами архитектор установил плоские
чаши из каррарского мрамора, а в
центре бассейна - статую Нимфы
Аганиппы, оставив бронзовых львов
на прежнем месте.
При императоре Александре II
на Большом каскаде были проведе-
ны капитальные реставрационные
работы. Под наблюдением архи-
тектора Н. Л. Бенуа в течение зимы
1859 года более сотни каменщиков
и гранитчиков разобрали и заново
возвели грот и каскады, сохранив
прежний облик, но создав прочную
конструкцию сводов и стен. Однако
декорирование туфом колонн ка-
скада и интерьера Большого грота
по неизвестной причине возобнов-
лено не было, не восстанавливался
мраморный пол на террасах каскада.
Эти работы были выполнены только
в ходе реставрационных работ в 90-х
годах и в XX веке. В 1860 году по
чертежам А. И. Штакеншнейдера на
Петергофской гранильной фабрике
взамен известняковых были выто-
чены четырнадцать круглых мра-
морных бассейнов, установленных
вдоль Морского канала. Фигурные
фонтанчики уступили место одно-
струйным водометам, придавшим
Морскому каналу парадный вид. В
Оранжерейном фонтане в 1876 году
обветшавшая свинцовая скульптур-
ная композиция Б. К. Растрелли
была заменена новой, изготовлен-
ной в Берлине по рисунку Д. Иенсе-
на в мастерской Ф. Барелла.
Это замены стали завершаю-
щими штрихами в истории соз-
дания петергофских фонтанов.
В последующие десятилетия все
производимые в Петергофе работы
имели только реставрационное на-
правление, благодаря чему ансамбль
сохранился как целостное художе-
ственное произведение.
9 6
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 95 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 97 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст