наменитой Петришуле - 300 лет!
1 6
получил звание доктора богословия,
но уже в 1761 году, когда к городу
Геттингену приблизилась военная
опасность2, он отказался от про-
фессуры и последовал в Петербург,
куда был приглашен в качестве
второго священнослужителя кирхи
св. Петра (Petrikirche).
В Петербурге Бюшинг дол-
жен был проявить себя не только
в качестве священника крупной
общины, но также должен был ре-
организовать школу и принять на
себя управление и руководство ею.
Этим требованиям к полному удо-
влетворению общины Бюшинг от-
вечал полностью благодаря своей
работоспособности и эрудиции, а
также дару руководителя. Бюшинг
увидел недостатки в школьном
плане Цукмантеля и решил раз-
работать новый.
..
Главной целью ему представ-
лялось создать школу, в которой
воспитывались бы и получали об-
разование люди, пригодные для
любого рода деятельности. В пер-
вую очередь Бюшинг позаботился
о персонале.
Свой учебный план Бюшинг
составил по образцу заведений
Франке3в Халле, создав школу с
интернатом для детей. У Бюшинга
были некоторые трудности с пре-
подаванием латыни. В педагогике
в Халле латынь была главным
пердметом, а прикладным наукам
уделялось меньше внимания. Овла-
дение латынью, как устной, так
и письменной, считалось целью
преподавания. В учебном плане
педагогического заведения в Петер-
бурге латынь не могла стать столь
значимой, к тому же известная доля
внимания должна была быть уделе-
на русскому языку.
Также нельзя было совсем отка-
заться от латыни, так как школьники
хотели стать хирургами и фармацев-
тами, а для этого требовалось знание
латыни. Хирургия и фармацевтика
в то время были специальностями,
которыми почти исключительно
занимались немцы. Поэтому Бю-
шинг в свой учебный план включил
латинский язык в качестве предмета
по выбору учащихся.
В остальном Бюшинг в точ-
ности придерживался принципов
своих предшественников. Так, на-
пример, он принял систему заведе-
ний Франке, предполагавших рас-
пределение школьников по особым
Бурхард Миних.
Художник Г. Бухгольц
учебным классам в зависимости от
успехов и достижений в отдельных
дисциплинах. В результате дети
должны были тратить перемену на
переход из одной классной комнаты
в другую. Пришлось также пойти на
некоторые переделки внутренних
помещений, так как для преподава-
ния каждого предмета требовалось
особое помещение.
В школе Бюшинга преподава-
лись Закон Божий, чтение, пись-
мо и счет по-немецки, латински,
французски и по-русски, немецкий
и французский языки, математи-
ческие науки, естествознание и
естествоведение, всеобщая геогра-
фия, география России, история
европейских государств и государ-
ства Российского, домоводство,
гигиена, руководство «для добрых
нравов и мудрости», рисование и
моделирование, пение, игра на рояле
и танцы.
Для тех, кто думал посвятить
себя хирургии и аптекарскому искус-
ству или имел намерения поступить
в университет, в учебный план были
дополнительно включены латинский,
греческий, древнееврейский языки и
«энциклопедические науки».
Предметами обучения для де-
вочек были Закон Божий, чтение,
письмо, составление писем, счет,
естествоведение и здравоохранение,
домоводство, немецкий, француз-
ский, география, всемирная история,
обучение шитью, вязанию и штопке,
рисованию, пению, игре на рояле и
танцам. Курс по каждому языку и
предмету в каждом учебном классе
был полугодичным, общий срок обу-
чения был рассчитан на три года.
По числу предметов, которым
обучался учащийся, определялся и
размер платы за обучение, и так как
существовало три типа оплаты, то и
детей распределяли по трем отделе-
ниям. За каждое полугодие плата за
обучение вносилась вперед, так как
школа существовала только за счет
тех поступлений.
После разработки учебного пла-
на, который был одобрен и утверж-
ден церковным советом, пастор
Бюшинг набросал план развития
закрытого учебного заведения, кото-
рое должно было быть объединено
со школой мальчиков и предназна-
чалось для немецких мальчиков, как
петербургских, так и иностранцев,
а также для русских юношей. Тот
проект также в основе своей имел
систему учебных заведений Франке.
По образцу сиротского дома в Халле
пансионат Бюшинга обеспечивал
учащихся только обедом и ужином,
а о завтраке каждый мальчик дол-
жен был позаботиться сам.
Качество обслуживания в пан-
сионате не должно было зависеть от
размера вносимой платы. Каждый
пансионер должен был сначала
пройти испытательный срок. Он
должен был принести с собой соб-
ственное постельное белье и подуш-
ки, кроме того, он мог по желанию
взять с собой и всю свою постель.
Грязные или со следами насекомых
вещи не принимались и возвраща-
лись обратно.
Одним из важных правил для
пансионеров был запрет иметь
каких-либо слуг.
Каждый воспитанник, незави-
симо от своего положения, должен
был научиться самостоятельно
одеваться и собирать волосы сзади в
косу. Те пансионеры, которые носи-
ли парики, должны были приводить
их в порядок вне стен здания.
Что касается женского пансио-
ната, то Бюшинг полагал обосновать
его в одном из церковных домов и
поручить наблюдение за воспитан-
ницами опытной воспитательнице.
Церковный совет согласился с
этими предложениями Бюшинга и
утвердил его план.
Конечно, не все одобряли систе-
му Бюшинга.
Не только идея открыть боль-
шую школу без оборотного капита-
ла, но и учебный план школы вызва-
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 15 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст