наменитой Петришуле - 300 лет!
чт т й П т рю м м
'(2 0 —3 0 -е
А
X X В ік а )
Н . П . У л ь я н о в
Старейшая школа Петербурга -
училище при лютеранской церкви
св. Петра, Петришуле, праздновала
в ноябре 1912 года свое двухсот-
летие. К этому времени она стала
крупнейшим средним заведением
России - здесь учились более 1600
детей, в том числе до 25% русских.
Школа пользовалась заслуженной
известностью, давала разносто-
роннее образование и особенно
славилась отличным преподаванием
иностранных языков. В ее стенах
учились многие прославленные
ученые, врачи, художники, архитек-
торы, общественные деятели.
Находясь в двойном подчине-
нии - церковного совета и Мини-
стерства просвещения - она не ис-
пытывала материальных затрудне-
ний, предполагался ее дальнейший
рост, в связи с чем был составлен
проект расширения и надстройки
школьного здания. Но начавшаяся
вскоре мировая война помешала
полному осуществлению этого
замысла и в значительной мере из-
менила жизнь школы: все учебные
предметы с осени 1914 года препода-
вались только на русском языке, что
создало определенные неудобства
для тех учителей из «русских нем-
цев», которые недостаточно хорошо
владели русским.
Однако никаких кадровых из-
менений в составе учителей не про-
изошло. Из восьмидесяти педагогов
лишь четверо были подданными ино-
странных государств: учителя фран-
цузского языка француз Анри Котье
и швейцарец Луи Корню, англичанин
Вильям Вильсон и учитель гимна-
стики Антон Прейс - уроженец и
поданный Германии, который вскоре
был выслан из столицы. Дальнейшая
судьба его неизвестна. Школу были
вынуждены оставить также дети
германских и австрийских граждан,
подлежавших высылке в отдаленные
районы европейской России.
Антинемецкие настроения, проя-
вившиеся в известной части столич-
ного общества, привели к тому, что
Эрих Карлович Клейненберг
(1879-1939) - директор Петришуле
с 1916 по 1928 год. Репрессирован
в 1938 году, умер в «Крестах»,
находясь под следствием
некоторые русские родители пере-
вели своих детей в другие учебные
заведения, а многие ученики стар-
ших классов оставили школу, чтобы
добровольно вступить в армию, не
дожидаясь призыва. Число учащихся
вследствие этого несколько сократи-
лось, но вскоре снова возросло за счет
детей, эвакуированных из западных
губерний и Прибалтики. Можно
сказать, что ритм школьной жизни
не был нарушен в 1914-1917 годах,
и занятия проходили нормально, без
помех. Некоторые неудобства были
вызваны тем, что часть помещений
школы были отведены под военный
госпиталь.
Директор школы Рудольф
Штейнман (учитель истории) и его
помощники, инспекторы И. Зейбот
и А. Вульфиус продолжали по-
прежнему руководить школой.
Рудольф Штейнман скончался
в 1916 году (от воспаления легких),
его сменил учитель немецкого языка
и литературы Эрих Клейненберг,
остававшийся на посту директора
школы до 1928 года.
Революционные события фев-
раля и октября 1917 года не привели
к перерыву или прекращению за-
нятий в Петришуле, хотя во многих
учебных заведениях Петрограда
это имело место. Верные своему
долгу учителя, несмотря ни на что,
изо дня в день продолжали учить
детей. Ученики старших классов в
большинстве своем не пропускали
занятий, но постепенно все больше
и больше втягивались в бурную
общественную жизнь и противобор-
ство политических партий. Многие
вскоре оказались по разные стороны
фронтов вспыхнувшей Гражданской
войны, которую далеко не всем суж-
дено было пережить.
На рубеже 1917-1918 годов
декретами и постановлениями Со-
ветского правительства церковь
была отделена от государства, а
школа - от церкви. Летом 1918
года начал действовать Народ-
Рудольф Штейнман (1856-1916).
Директор школы
с 1906 года
27
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 26 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст