наменитой Петришуле - 300 лет!
Один из двух 9-х классов выпуска 1924 года 41 школы г Ленинграда
(б. Петришуле)
3-
й ряд снизу (слева направо):
Вернер Е. П. - уч. м ладш их классов; Гомилиус К. Л . -
врач ш колы; К орн Г. А . - уч. немецкого язы ка; В ульф иус А . Г. - уч. истории, завуч; К лей-
ненберг Э. К. - директ ор, уч. немецкого язы ка; Рейнгольд А . Ю . - уч. ф ранцузского язы ка,
инспект ор; Ф урм ан Р. Р. - уч. м ат емат ики; Васильева В. - уч.русского язы ка; Гельд Е. Г. -
уч. ф ранцузского язы ка; Ц иглер Э. В. - уч. рисования.
4-
й ряд снизу:
Звинне - завхоз, Б орсук А . К. - уч. русского язы ка; Б испен И . - уч. м а -
т ем ат ики; В ильгельм сон - уч. географ ии; Егоров П . - уч. ф изики; М еллер - уч. м ла д ш и х
классов; К рю гер - уч. пения; Ш неринг Е. - уч. немецкого язы ка; С иверская - уч. м ла д ш и х
классов; Гельд Г. Г. - уч. лат ы ни, зав. библиот екой; М еллер А . - уч. ариф м ет ики.
5-
й ряд снизу:
М ордак А лиса; Ф орсман А . Ю . - уч. биологии; Оссе Екат ерина; Л ип-
перт Георг; Б иддер Е. Г. - уч. м ладш их классов; Ш варцш ульц Герта; К упче - уч. гим на-
стики; К лаус - уч. гимнастики; К аллист ова Н. - уч. русского язы ка; П ликат ус М . - уч.
ест ест вознания.
Список учителей Петришуле на фотографии 9 класса выпуска 1924 года
два отделения, условно называе-
мые «немецкое» и «русское». Они
отличались тем, что на первом из
них все предметы вплоть до гимна-
стики («физкультуры») препода-
вались на немецком языке, и было
больше уроков этого языка. Кроме
того, факультативно преподавались
французский и английский. По
национальному составу отделения
мало отличались друг от друга, хотя
на «немецком» и было несколько
больше детей немцев, прибалтийцев
и детей политэмигрантов из стран
Западной Европы.
Для поступления в третий класс
немецкого отделения полагалось,
кроме всего прочего, сдать испыта-
ния по немецкому языку, письмен-
но и устно, к которым меня надо
было в короткий срок подготовить.
Это сумела хорошо сделать Анна
Ивановна Карлблом, тогда еще
студентка Петроградского универ-
ситета, окончившая Петришуле в
1915 году. Она была одной из трех
дочерей упомянутого выше Иоганна
Карлблома. До 1918 года в женской
гимназии Петришуле был 8-й до-
полнительный педагогический
класс, где хорошо готовили будущих
учительниц начальных классов. По-
сле четырех месяцев интенсивных
занятий я в июне 1923 года выдер-
жал вступительные испытания. На
всю жизнь я сохранил благодар-
ность к моей первой учительнице
немецкого языка, с которой снова
встретился, будучи уже в восьмом
классе, когда она преподавала нам
химию. В 1930 году она ушла из
школы, посвятила себя науке, за-
щитила диссертацию и до своей
кончины в 1980 году жила в той же
квартире рядом со школой, куда я в
детстве ходил к ней на уроки.
В 1920-е годы преподаватель-
ский состав школы стал суще-
ственно изменяться, пополняясь
новыми людьми, что было вполне
закономерно, так как многие старые
учителя покинули школу, а число
учащихся все увеличивалось и вско-
ре перевалило за 2000 (в некоторых
возрастных группах было по шесть-
восемь параллельных классов). В
школу перешли некоторые учителя
из трех других немецких школ горо-
да - Анненшуле, Катариненшуле и
Реформатской, прекративших свое
существование или находившихся в
кризисном состоянии, а также дру-
гих известных в прошлом средних
учебных заведений. Их привлекала
сюда общая обстановка, господство-
вавшая в бывшей Петришуле, су-
мевшей сохранить многое из старых
традиций, тактично сочетавшихся с
новыми порядками, обязательными
для советской школы. Не послед-
нюю роль играли также авторитет
и педагогическое мастерство двух
руководителей школы - директора
Эриха Карловича Клейненберга и
его помощника А. Г. Вульфиуса, что
позволило сохранить дисциплину и
высокий уровень преподавания.
Из этих учителей больше дру-
гих запомнились: математики -
Р. Х. Кальнин, Б. И. Войт и
Н. П. Соколов; физики П. Егоров и
И. И. Трощинский; учительни-
цы Е. А. Раменская (биология),
А. Ю. Рейнголд (немецкий язык,
заведующая учебной частью); пре-
подаватели русской литературы
А. Д. Александров и К. Р. Суздалева;
географии М. Д. Семенов-Тян-
Шанский.
Особо следует выделить двух
учительниц - Е. Г. Гельд (Штейн)
и О. И. Левенде, обе учились в
Петришуле, после чего серьезно
усовершенствовались по своему
предмету; первая - по французско-
му языку в Сорбонне, вторая - по
английскому языку в Петербург-
ском университете.
Из других учителей, пришед-
ших в школу в 1920-е годы, сле-
дует назвать молодого историка
Г. К. Шиханова, ставшего первым
председателем профсоюзного ко-
митета, приехавшего в Ленинград
из Республики немцев Поволжья,
П. И. Зиннера, также историка
Ореста Петропавловского, бывшего
политкаторжанина, преподававшего
обществоведение и ведавшего по-
литическим воспитанием учащихся.
Единственной в своем роде фигурой
29
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 28 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст