ю
ля отцов города
Нееловский павильон Баболовского дворца.
Фото В. А. Куршакова
38
Когда досужий гость нашего го-
рода или неискушенный петербур-
жец, посвятивший свой выходной
день знакомству с царскосельскими
ансамблями и утомленный их кра-
сотами - елизаветинским барокко
Растрелли и китайщиной* Риналь-
ди и Фельтена, высоким класси-
цизмом Кваренги и романтической
псевдоготикой Менеласа, - когда
любознательный этот экскурсант
попадает в Баболовский парк, более
похожий на лес, ничто не пред-
вещает ему новых архитектурных
открытий. И велико бывает его
удивление, когда на дальней окраи-
не парка пред ним вдруг вырастает
мрачноватая кирпично-красная
руина с «готическими» окнами. С
любопытством и не без душевной
робости приблизится он к ее стенам
и заглянет внутрь стрельчатого
проема - гигантская гранитная чаша
откроется его изумленному взору.
Вот оно несомненное чудо, явленное
нам в нашей приземленной жизни!
* Китайщина (шинуазри) - разновид-
ность стиля рококо. -
Ред.
И долго не сможет счастливый
путешественник отвести глаза от
чаши, зачарованный ее циклопиче-
скими размерами, совершенством ее
циркульных очертаний, мерцанием
зерен кварца на ее полированной
поверхности в таинственном по-
лумраке сводчатого зала.
Это Баболовский дворец, храня-
щий под своими сводами одно из чу-
дес, если не света, то, по крайней мере,
Петербурга, - самый крупный в мире
сосуд, высеченный из камня - моно-
блока гранита «рапакиви» - Самсоном
Сухановым в начале позапрошлого
века. Гранитная чаша Баболовского
дворца достойна упоминания в одном
ряду с колоннами Исаакиевского
собора, Теребеньевскими атлантами,
Колыванской чашей, превосходящей
царскосельский аналог благород-
ством материала и изысканностью
форм, но много уступающей ему раз-
мерами и массой.
Чтобы представить трудоем-
кость изготовления чаши, разделим
внутренний ее объем (около 30 ку-
бических метров) на объем гранита,
отделяемого от блока одним ударом
Гранитная чаша в интерьере
Стасовского павильона
Баболовского дворца.
Фото В. А. Куршакова
киянки по скарпелю (в среднем от
одного до трех кубических милли-
метров). Результат: десятки милли-
ардов ударов только для придания
блоку чашевидной формы. Тот же
порядок имеет число ударов, нане-
сенных по блоку для придания ему
идеально правильных, округлых
внешних форм. Добавим к этому,
что Суханов работал за сто лет до
появления твердосплавного кам-
нерезного инструмента. Тот же ин-
струмент из простой стали, который
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 37 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст