С
троительство и архитектура
на занятость, от поездки уклонил-
ся. Вместо него поехал архитектор
Киавери.
Восторженный отзыв о свой-
ствах камня оставил недавно при-
бывший в Петербург академик
Жозеф Николя Делиль: «А сего
ноября 3 дня острономии прафес-
сор Делил, пришед в Канцелярию
от строений, объявил, что оный
уведомился о новом сысканом в
России марморе, и просил, чтоб ему
показать, которые ему и показаны. И
объявил, что оной достойной и под-
линной мрамор, которого в Европе
и во Азии, в восточных греческих
странах редко найдетца, но однакож
просил он, чтоб те камни отдать
ему, которые он с чюжестранными
мармороми взвесит и объявит о весе
ево писменно, понеже тот мармор
кажется ему тяжелее чюжестранных
марморов, чего ради наилутче удоб-
не он быть к полированию, которые
камни ему были и отданы. И сего
ж ноября 4 дня оной профессор
острономии Делил в Канцелярию
от строений объявил писменно, что
оной мрамор находит преизрядной,
предоброй и великого весу, как он
применил против других мармо-
ров чюжестранных, и оной имеет
твердость премного достойную к
его полированию. Наилутчею в нем
достоинство признавает, которого в
других марморах не находитца, что
в самом малом растоянии столко
разных цветов в себе имеет.
.. (пре-
изрядна находка)»5.
Ложку дегтя в бочку меда до-
бавил скульптор и архитектор
Карл Растрелли. Он не последовал
примеру своих лукавых коллег, ко-
торые, конечно, знали правду, но в
угоду начальству выдали известняк
за мрамор. Заключение Растрелли
наилучшим образом характеризует
его как человека, и как специалиста,
дорожащего своей репутации:
«Высокоблагородный и превоз-
ходительный гдн Ульян Акимович
Милостивый гдрь
Ежели бы я хотел прельстить
ваше превосходительство, то бы я в
числе подписующих был, которые
подписанием руки поверили, что
камень, подобной мармору, самый
хороший есть мармор. Я просил
позволения от вашего превосходи-
тельства о досмотре онаго камени,
прямой ли он марморвый или нет,
того для иимею честь вас обнаде-
живать, что оной не марморовый,
но изрядной смешанной камень,
способный к намощению полов, к
зделанию педесталов и ступеней и
протчего, и дабы мое свидетель-
ство толь вероятнее было, я о сем
писменную протестацию учинил.
Токмо мне жаль, что сие вашему
превосходительству услужить не
могу, ибо я с другими подписавши-
ми сходное мнение о вышепоказан-
ном камене не имею.
В прочем пребываю с глубочай-
шим решпектом, вашего превосхо-
дительства всенижайший слуга».
Октября 26 дня 1726 года, de
Rastrelle»6.
Заметим, профессор Делиль дал
свое заключение после Растрелли,
с которым таким образом вступил
в заочный спор. Конечно, истина
была на стороне скульптора; ему
ли не знать мрамор? Но, не смотря
ни на что, камень все же получил
громкое название «российского мра-
мора». Были приняты меры к охране
месторождения; ломки «мрамора»
разрешались лишь по особому рас-
поряжению и для исключительных
целей. Так из этого камня в 1730
году М. Г. Земцов делал по моделям
того же К. Растрелли «мраморные
штуки к камину в Мраморном зале
Итальянского дворца в Кронштадте.
Возможно, и стены этого зала были
облицованы тем же «мрамором»7.
Но самым значительным соору-
жением из «новоизобретенного
мрамора» стала галерея «на круглых
столбах» в Летнем саду. Она за-
нимала самое ответственное место
в ансамбле сада: на берегу Невы
на оси Главной аллеи. По ее сторо-
нам напротив боковых аллей рас-
полагались две деревянные галереи,
значительно меньших размеров.
Вся та композиция из трех галерей,
задуманная еще в царствование Пе-
тра I, говоря современным языком,
представляла собой визитную кар-
точку императорской резиденции.
Но недолго, уже в 1725 году после
того как территория Летнего сада
была увеличена за счет намыва при-
брежной мели, галереи оказались
не только отодвинутыми от Невы,
но и заслоненными построенным
М. Г. Земцовым в том же году дере-
вянным павильоном, получившим
название «Зал для славных торже-
ствований». Т Б. Дубяго в своей
книге «Летний сад» писал об этом
так: «При этом остались позади
три галереи, которые на гравюре
Зубова изображены у самой реки.
В описи Летнего сада 1736 года о
них имеются подробные сведения.
Центральная, светлая галерея, самая
большая из трех, как сказано в описи
“на столбах российского мрамора”.
Пол в колоннаде был выстлан
белыми и черными мраморными
плитками, на кровле поставлены
“болясы токарные”, а потолок под-
бит холстом. Эта та самая галерея,
о которой упоминается в дневнике
камер-юнкера (Берхгольца, 1725
год. -
В. К.)
Фасад ее известен по
обмеру Земцова»8.
В этом отрывке есть ряд не-
точностей. На гравюре Зубова
изображена не мраморная, а пред-
шествующая ей деревянная галерея,
которая также носила название
«Галерея на круглых столбах». Ее и
две боковые галереи начал делать по
собственному проекту живописец
Федор Васильев в 1708 году, но не
закончил, запил, заболел, и был от
работ отставлен. Поставил галереи
архитектор И. Г. Маттарнови в 1716
году. В 1717 году приглашенный
в Россию знаменитый архитектор
Ж. Б. Леблон разработал проект
переделки Летнего сада. Он, в част-
ности, предложил заменить боль-
шую деревянную галерею на мра-
морную, поместив ее изображение
на своем проектном плане Летнего
сада. Однако галерея так и осталась
деревянной. Именно ее упомянул
камер-юнкер Берхгольц, записав в
дневнике, что в ней на ассамблеях
устраиваются танцы, и здесь же
стоит прекрасная античная статуя
Венеры (Таврической. -
В.
К.)9.
К слову сказать, в свой следую-
щий приезд в Петербург в 1742
году Берхгольц мог видеть уже
новую мраморную галерею. Чертеж
М. Г. Земцова, украшенный кар-
тушем с надписью «Галлариа на
круглых столбах против торже-
ственной салы в огороде», считается
обмерным. На самом деле он не
фиксационный, а проектный, точ-
нее, копия с проекта. По архивным
документам он исполнен в мастер-
ской М. Г. Земцова в 1727 году или
в первой половине 1728 года, когда
строительство галереи еще не было
завершено.
Императрица, придя в восхи-
щение от представленных образцов,
приказала: «.
..делать в Летнем доме
в галыреи, которые против салы,
вместо деревянных круглых столбов
45
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 44 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст