столбы из ново изобретенного мар-
мора»1
2
3
4
5
6
7
8
9
10. В феврале 1727 года Земцов
запросил «камней марморовых
на дело столбов цветом красного,
желтым или зеленым, мерою длины
по 7 футов, толщины в диаметре
1 фут числом 28 штук.
..». Отсюда
видно, что монолитные колонны
имели высоту 216 см, диаметр около
31 см. Кроме того, М. Г. Земцов за-
требовал «камня казанскаго светлаго,
который крепче, на капители, мерою
кубично 16 дюймов, то есть толщины
и ширины и вышины, 28 штук. Того
ж казанскаго камня на базы тол-
щиною пол фута, длины и ширины
18 дюймов, числом 28.»11. На упомя-
нутом чертеже М. Г. Земцова галерея
имеет по фасаду 12 колонн, столько
же, сколько было, судя по гравюре
А. Зубова в предшествующей Дубовой
галерее. Очевидно, на торцах стояло
по две дополнительные колонны.
Поясним, о каком «казанском
камне» идет речь.
2
октября 1726 года М. Г. Земцов
сообщил в канцелярию от строений,
что некий «артиллерии камисар
Федор Андреев сын Салманов»
объвил, что им найден ««камень
светлой наподобие стекла белаго
или льда, что сквозь видеть можно,
который находится толщиною в по-
ларшина и менше, длиною в аршин
и менше и болше разными мерами
в глыбах, который за симбирским в
120 верстах, не доезжая до Самары
на берегу Вольги реки, который
возможно до Санкт-Петербурха
водяным путем поставить. При-
том ж е. и другие разных колеров
камней там находитса, которые для
троительство и архитектура
славнаго обогащения и куриозитета
к гротам по премногу потребны»12.
М. Г. Земцов предъявил в Канцеля-
рию «пробу светлому камню» для
дела капителей, но, впрочем, заме-
тил, что «для наиболшей твердости
от морозов и мокроты и сырости
возможно зделать капители и базы
свинцовыя пустыя и вызолотить, и
к той работе надобен мастер один
для починки маделей, а литейщики
и ростищики имеютса из русских.
А для каменных капителей и базов
надобно резного дела мастеров Кон-
дратия Оснера, Ирода Салерина,
Фанбергина и к ним российских
рещиков 12 члвк со инструментами,
и для тески оных столбов и базов
каменотесцов 30 члвк, да мастера
одного и для полирования полиров-
щиков 12 члвк»13.
Директор Канцелярии от строе-
ний должен был сказать, какими бу-
дут капители и базы: каменными или
свинцовыми. «Сего февраля 25 дня»
У. А. Сенявин послал указ «резному
мастеру Силюраму»: «в галерею, ко-
торая против салы, делать каменные
капители и базы, а к резным мастерам
Ираду Эгелю Кразолю и Фонбергену
о том указы послать»14.
Однако вскоре появился новый
указ, по которому капители и базы
были отлиты из свинца. В июле
1728 года М. Г. Земцов подал до-
несение, что «в галярию столбов
болшая половина поставлена и на
другую половину капители и базы
свинцовые готовитса и вскоре будут
поставлены»15.
Т Б. Дубяго предполагала, что
«галерея на круглых столбах» была
разобрана в 1770-х годах в связи
со строительством гранитной на-
бережной Невы. На самом деле ее
снесли несколько позднее. Пока
шло строительство Невской ограды,
ее использовали для каменотесных
работ. В 1783 г. даже встал вопрос
о ремонте галереи, но ее приказано
было разобрать.
Археологические исследова-
ния на месте галереи не проводи-
лись, но загадочный «российский
мрамор» все же был мною обна-
ружен. Из архивных документов
известно, что в 1726 году из него
были изготовлены чаши фонтанов,
в частности, фонтана «Пирамида»,
что стоял на четвертой, считая от
Невы, площадке Главной алеи.
В марте 1727 года последовал указ
об отпуске из Путилова «мармор-
наго камня.
..на фонтанные кольца
одну чашу» и на «кронштейны в
Санкт-Петербурх»16.
Раскопки подтвердили, что
этими плитами было вымощено
дно фонтана. Аналогичные плиты
найдены во время раскопок в цен-
тральном зале Большой каменной
оранжереи. Несколько таких плит
передано на хранение в Летний
дворец.
И сейчас кое-где в Петербур-
ге, например, в нижней галерее
Гостиного двора, можно встретить
полированные плиты путиловского
известняка редкой расцветки: серый
фон испещрен мазками красного,
желтого и зеленого цветов. Игра
красок - свидетельство примеси
окиси железа - особенно заметна
на мокрых плитах.
1
Курьез в искусстве и искусство курьеза / / Материалы XIV Царскосельской научной конференции. СПб., 2008.
2
РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Д. 41. Л. 7.
3 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 56. Л. 951.
4 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 56. Л. 414, 672.
5 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 56. Л. 713 об., 714.
6 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 56. Л. 968.
7 РГИА. Ф. 470. Оп. 5. Д. 86. Л. 166.
8 Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951. С. 36.
9 Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца: 1721-1725 / / Неистовый реформатор. М., 2000.
10 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 59. Л. 97 об.
11 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 56. Л. 956.
12 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 59. Л. 97 об.
13 Там же.
14 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 59. Л. 99.
15 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 67. Л. 81, 82.
16 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 59. Л. 111.
46
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 45 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст