С
троительство и архитектура
48
Витраж «Воскресение Христово»
из великокняжеской усыпальницы
Петропавловского собора.
Восстановлен в 2007 году
А. Яковлевым по эскизу
Н. А. Бруни. 1905 г.
императорской семьи. Говорят, что
в лике ангела художник запечатлел
черты любимой жены Николая I
императрицы Александры Федо-
ровны. Картина висела в ее спальне
В. Лебедев, Е. Виссер.
Ангел со скрипкой.
2008 г.
в Зимнем дворце. Впоследствии
Т А. Нефф сделал ее копию меньше
размером, возможно, не одну. Ангел
со свечой, несущий огонь в ночи,
был известен по всей стране: его
изображение неоднократно тира-
жировалось в иллюстрированных
изданиях того времени, его охотно
писали церковные живописцы на
стенах и сводах храмов. Стеклян-
ных «ангелов» тоже, видимо, было
несколько: один находился в пред-
молельне Александровского двора
в Царском Селе (ныне в коллекции
Павловского музея-заповедника),
второй - в церкви в петергофской
«Александрии». Нежный образ нео-
быкновенной красоты, написанный
на стекле, словно излучает мягкий
свет, разгоняя тьму.
Эпоха конца XIX - начала ХХ
века также не была равнодушной к
ангелам. Мастера симолизма в лите-
ратуре и модерна в изобразительном
искусстве часто обращались в своем
творчестве к ангельским образам,
интересуясь не только сущностью
светлых крылатых вестников, но и
демонов, которые в христианской
традиции считаются падшими
ангелами, утратившими благо-
склонность Бога. Достаточно вспом-
нить «Огненного Ангела» Валерия
Брюсова2 или суровых ангелов и
демонов Михаила Врубеля3. Витра-
жи той поры время не пощадило.
Один из них - из Великокняжеской
Усыпальницы Петропавловского
собора - восстановлен в 2006 году
петербургским мастером Алексеем
Яковлевым по сохранившемуся в
фондах Государственного музея
истории Санкт-Петербурга картону
Н. А. Бруни4. Строгие ангельские
лики, окружающие фигуру Вос-
кресшего Спасителя, являют нам
красоту и одухотворенность худо-
жественных образов, созданных в
эпоху модерна.
Современный век электрон-
ных гаджетов и биологических экс-
периментов не в силах отказаться
от образов искусства прошлого. Их
красота и очарование радуют глаз
и возвышают душу. В 2008 году в
петербургской мастерской Вади-
ма Лебедева был создан витраж
Витражный подвес «Ангел».
Техника Тиффани.
Мастерская В. Лебедева
Витражные подвесы на окна.
Мастерская В. Лебедева
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 47 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст