С
троительство и архитектура
В 1920 году он уехал в Швей-
царию, а оттуда - в Нью-Йорк, где
оставался до конца жизни.
В эмиграции зодчий изменил на-
писание своей фамилии: де Постельс.
Преодолев трудности обустройства в
новой среде, в 1923 году де Постельс
организовал свою творческую сту-
дию, которая завоевала известность
главным образом разнообразными
графическими работами. Его труды
- существенный вклад в изучение
теории перспективы.
Деятельный участник обще-
ственной и культурной жизни Рус-
ского зарубежья он в 1930-е годы
тесно контактировал с Объедине-
нием русских архитекторов в Праге,
много лет возглавлял отделение
Союза ревнителей памяти импера-
тора Николая II, был в США пред-
ставителем Общества охранения
русских культурных ценностей.
Де Постельс умер в США 5 мая
1960 года.
Итак, ул. Большая Зеленина, 28.
Насколько оригинальными можно
считать декоративные находки
Ф. Ф. Постельса - предмет исследо-
вания искусствоведов. В петербург-
ском модерне они не имеют прямых
аналогов.
Текучие декоративные формы
родственны ар нуво, а трактовка ре-
льефов сопоставима с оформлением
жилого дома в Париже архитектора
Лавиро (1904).
1904 год - начало строительства
дома. Пластика и живопись уже
вошли в архитектуру на правах
самостоятельных искусств. В то же
время прослеживаются попытки со-
вместить принципы пластического,
живописного и архитектонического
формообразования, наделявшие
постройки качествами цветной
архитектуро-скульптуры.
Рассмотрим это здание как
многомерный архитектурно-худо-
жественный образ, как произведение
синтеза искусств стиля модерн в Пе-
тербурге. Не об этой ли архитектуре
писали поэты-символисты Серебря-
ного века? Смысл символа всегда бес-
конечен и не может быть определен в
понятии. Смысл символа - это всегда
другой символ.
Тень не созданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
..
В. Я. Брюсов «Творчество»
А сердце все не хочет
убедиться,
Что никогда не плыть
на волю нам
По голубым
эмалевым волнам.
..
Г. В. Иванов
Будто там, за далью дымной,
40, 30, - сколько? - лет
Длится тот же слабый, зимний
Фиолетовый рассвет,
И, как прежде,
с прежней силой,
В той же звонкой тишине
Возникает призрак милый
На эмалевой стене.
Г. В. Адамович
Доминантой главного фасада
является огромный мозаичный
фриз, состоящий из пяти больших
мозаичных панно, созданных в
1905 году по эскизам художника
С. Т. Шелкового в мастерской
В. А. Фролова.
Если внимательно присмо-
треться, то можно увидеть на панно
с изображением парусников, справа,
внизу, буку «Ф» и год «1905». И
в этой связи необходимо вспом-
нить о частной мастерской Фро-
ловых, и о той решающей роли в
деле возрождения монументально-
декоративной мозаики, неразрывно
связанной с архитектурой, которую
она сыграла.
Деятельность мастерской Фро-
ловых была связана с перспектив-
ными поисками в области монумен-
тального искусства и архитектуры,
с развитием стиля модерн. Ма-
стерская была организована в 1890
году как альтернатива деятельности
мастерской Академии художеств.
Мастера Академии, работавшие
в Исаакиевском соборе, виртуозно
исполняли смальтовые «репродук-
ции» масляной живописи. Наиболее
совершенной считались те мозаики,
в которых не было видно, что это
мозаика.
Принципиальное отличие ра-
боты Фроловых состояло в пони-
мании декоративных возможностей
мозаики, в способе набора. Он
значительно ускорял и удешевлял
производство мозаичных работ. Но
художественный уровень мозаик
мастерской курировала Академия
художеств.
Большая трудоемкость и до-
роговизна исполнения мозаик рим-
ским способом набора («налицо») и
все увеличивающееся число заказов
заставили европейских и русских
мастеров в последней четверти XIX
века искать новые способы техно-
логии набора. Такой способ был
найден и широко практиковался
итальянской мастерской Антонио
Сальвиатти. Он получил название
«венецианский» или «обратный» и
вскоре был успешно применен при
отделке здания Парижской Боль-
шой оперы.
В 1888 году Академия худо-
жеств отправила А. А. Фролова
(1861-1897), сына одного из веду-
щих художников-мозаичистов ака-
демика А. Н. Фролова (1830-1909),
в Венецию к Сальвиатти.
В результате поездки он раз-
работал проект реорганизации
мозаичного дела в России, который,
однако, не был принят Академией.
51
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 50 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст