С
троительство и архитектура
что мозаика имеет свое собствен-
ное пространство, но не за счет
перспективного изображения (что
обычно бывает), а именно за счет
рельефа набора. Фактурная нешли-
фованная поверхность порождает
вибрацию световых преломлений и
отражений.
Не менее интересно и цветовое
решение, вернее, способ его дости-
жения. Метод набора, подбор цветов
по принципу «пуантилизма» ис-
пользуется с расчетом на оптическое
смешение цветов на определенной
высоте. Швы оттеняют контур и
границы цветовых пятен. Фактиче-
ски была свободная интерпретация
живописного оригинала. Такая
работа требовала не только особого
навыка при наборе, но и особого
творческого подхода.
Этот огромный мозаичный фриз
является доминантой главного фаса-
да дома. Смальтовые панно не имеют
традиционных обрамлений и запол-
няют всю свободную поверхность
верхнего этажа. Они занимают окон-
ные проемы, врастают в промежутки
между эркерами и архивольтами. Их
обзор ограничен узкой улицей. Здесь
использован прием архитектора
В. А. Шретера в собственном доход-
ном доме на наб. Мойки, 112.
Четыре трехгранных стеклянных
фонарика, встроенные в прямоуголь-
ник фасада, словно разрывают гори-
зонталь карниза. Такое чередование
отсвечивающих смальтовых панно с
прозрачными стеклянными фонари-
ками дает дополнительный эффект.
А «прорывающие» пейзажные
композиции окна вносят оттенок
неожиданной коллизии. Как будто
сквозь эти окна и открываются изо-
браженные пейзажи: дымящиеся
трубы, парусники у причала, хол-
мистая земля, на которой работает
крестьянин.
Этот архитектурный пейзаж
также можно сравнить с большим
кораблем. Под окнами мастерских -
застывшие волны декора.
Там, под четким карнизом крыши,
Устремились навстречу свету
Каравеллы творцов и поэтов.
Средь картин земных и живых,
Гор, полей и морей голубых,
Выступают над толщей морскою
Могучие днища.
Там работают, пишут, мечтают,
ищут.
..
Л. Десятерик
Интересен в творческом плане
и лепной рельеф дома.
Сразу привлекает внимание
нижний этаж дома, масштабно вы-
деленный широкими витринами
магазинов. Восхищает завершение
портала. Как будто из подвижной
массы неожиданно материализуют-
ся и вырываются, как протуберанцы,
две женские фигуры.
На уровне второго этажа про-
ходит пояс из причудливо спле-
тающихся полос и зигзагообразных
фигур.
Три жилых этажа «прорезаны»
высокими окнами объединены
пилястрами и двумя округлыми
эркерами.
Капители пилястр, архивольты,
сандрики и обрамления окон словно
вылеплены из теста.
Именно орнаментальный слой
является стилеобразующим. При-
чудливое многообразие текучего,
криволинейного, будто самопроиз-
вольно образовавшегося орнамента
олицетворяет свободную игру сти-
хийных сил.
Рельефный декор дома пора-
жает затейливым своеобразием. Он
будто бы заряжен мощной «виталь-
ной» энергией. Рельеф то застывает
плотными сгустками вязкой массы,
то вскипает пенистыми всплесками,
или наполняется бурным вихревым
движением.
И все красивое, что в мире
Зовет нас к празднику, и сердцу
Быть в серых буднях не велит.
Волшебен жемчуг в ожерелье,
Но он из раковины скользкой,
Он из глубин, где слизь и гады,
И все же вырвется к лучу.
..
К. Д. Бальмонт
«Как возникает стих»
Декор самоценен. Он ничего
не имитирует, архитектонически
не изображает. Рассматривая по-
луабстрактные элементы декора,
наверное, можно найти сходство
с биологическими организмами,
всплесками пенящейся морской
стихии. Угадываются сильно стили-
зованные морские мотивы - водо-
росли, морские коньки, моллюски.
Все зависит от воображения.
Как сказал Хуан Бассегода
Ноннель, защитник нового искус-
ства и наблюдательный критик в
1900-х годах: «Воображение - это
душевная сила, позволяющая уви-
деть новые формы в собственном
сознании и воплотить постигнутое
53
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 52 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст