С
троительство и архитектура
в произведениях архитектуры и ис-
кусства».
Этот странный-престранный
фасад.
Дом ли это -
подводный ли сад?
Вход, как грот,
под высокой волной,
В тишину, полумрак и покой.
И хранят этот вход,
и зовут, и манят
Девы водные,
правнучки прежних наяд.
В стройном ритме плывут
горделивы, легки,
Как из сказок волшебных
морские коньки.
Или, может быть,
это чудесные птицы?
Если птицы решили
в воде поселиться.
Уподобившись солнцу,
вальяжны и строги,
Завернулись кольцом
в глубине осьминоги.
Срезы раковин с перламутром
Нежно блещут
подводным утром.
..
Л. Десятерик
Внутренняя подвижность и
текучесть декора передаются архи-
тектурным элементам.
Пластика сгущается в компо-
зиционных узлах: основаниях и
завершениях эркеров и пилястр, в
верхней части портала. Оригиналь-
но завершаются полуциркульные
окна.
По сторонам балконов «спол-
зает» некая субстанция. Возникает
ощущение, что мастер, завершив
свой труд, поставил печать, и сургуч
причудливо стекает по фасаду, за-
стывая тяжелыми каплями.
Два внутренних двора также
с большими окнами мастерских
наверху - привлекают скромной,
но в прошлом стильной отделкой,
выполненной в разнофактурной
штукатурке с крупными геометри-
ческими узорами.
«Существует так много вещей
чудесной красоты, непосредственно
доступных нам, но так редко замеча-
емых нами и так мало доставляющих
нам наслаждение, этот чудесный,
великолепный мир совсем близко от
нас, настолько прекрасный, пестрый
и многообразный, что нам совсем
нет нужды сочинять его сказочное
подобие; сегодняшний день, настоя-
щий момент, действительность - это
самое фантастическое, невероятное,
что только может быть.
.. в наше вре-
мя происходит самое невиданное,
открытое и доступное для глаза,
который видит».
Август Эндель. О зрении.
Новое общество. 1905. № 1.
И все-таки правы были защит-
ники нового искусства:
«Это вздор, но божественный
вздор, и никто не раскаивается, что
участвовал в нем.
..»
Юлиус Мейер Греффе, 1900 г.
Литература:
1. Кутейникова Н. С., Мозаика, Санкт-Петербург, XVШ -XXI вв., СПб., 2005. С. 112, 412, 423.
2. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна (Особняки и доходные дома), СПб., 2003. С. 271.
3. Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006.
С. 221-225.
4. Кириков Б. М. Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов (от барокко до авангарда). СПб., 2002. С. 346.
5. Калюжная А. Петербургская сторона. СПб., 2007. С. 169-170.
6. Телемаков В. С. Петербург знакомый и незнакомый. СПб., 2004. С. 24.
7. Три века Санкт-Петербурга XIX век. Книга 3. Филологический факультет СПбГУ, 2004. С. 564.
8. Привалов В. Каменноостровский проспект. М., 2003. С. 594.
9. Историческая застройка Санкт-Петербурга: Справочник. Перечень вновь выявленных объектов. СПб., 2001. С. 272.
10. Габриеле Фар-Беккер. Искусство Модерна. 1996. С. 232.
11. Никитенко Г., Соболь В. Дома и люди Васильевского острова. СПб., 2007. С. 96, 97, 184, 201, 251, 397.
12. Русские поэты Серебряного века. Т. 1: Символисты. СПб., 1991. С. 90, 100, 101; Т. 2. С. 361.
54
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 53 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст