овременные мемуары
10 ноября 2009 года выдающемуся петербургскому живописцу Андрею Алексеевичу Яковлеву исполнилось 75лет.
Уроженец Москвы, свою творческую жизнь он связал с городом на Неве. Он окончил Институт живописи, скульптуры
и архитектуры им. И. Е. Репина. Ленинград стал для него родным, он его считает лучшим городом Земли. Городом
гармонии и искусства, отмеченным гением мастеров прошлого, созидательной волей предыдущих поколений.
Андрей Алексеевич Яковлев ныне стал не только яркой личностью на «художественном небосклоне» Санкт-
Петербурга, но той его частицей, без которой живая ткань культурного Петербурга будет не полной.
Андрей Яковлев - активный участник художественной жизни нашего города. И это находит выражение не
только в его профессиональной деятельности. Талантливый человек, как известно, талантлив во всем: и в своем деле,
и в жизни. Дом Андрея и Ларисы Яковлевых гостеприимно принимал друзей: художников, литераторов, искусство -
ведов и музейных работников, актеров и музыкантов Петербурга, Москвы, да и всей России. Дружеская беседа, и,
почти всегда, радушное застолье объединяли вокруг четы Яковлевых очень разных, но близких по духу людей.
Неугомонные путешественники Андрей и Лариса Яковлевы объездили полмира, бывали и в самых отдаленных
уголках нашей страны. Но художник, конечно же, побеждал любопытствующего туриста. Долгие годы Крайний
Север, своеобразие сурового жизненного уклада малых народов, уникальные природные явления этой земли были
в числе главных художественных интересов Андрея Яковлева. Он плодотворно работал на одной из крупнейших
строек Х Х столетия - Байкало-Амурской магистрали. Образы цельных, настоящих, полных достоинства героев,
созданные в 1980-е годы, как и «Чукотская серия», уже сегодня вошли в число классических произведений отече-
ственной живописи второй половины Х Х столетия.
Народный художник России Андрей Яковлев обладает и незаурядным литературным талантом. Он автор
трех книг, множества публикаций - статей, интервью, теле- и радиопередач.
Предлагаемое читателям журнала «История Петербурга» эссе - воспоминания художника о замечательном
деятеле русской культуры, легендарном директоре Государственного Русского музея Василии Алексеевиче Пушкареве
ярко характеризуют не только героя, но и самого автора.
Страницы воспоминаний объединили двух удивительных людей, привлекающих яркими талантами, цельностью
характеров. И сквозь кажущуюся будничность описываемых событий ясно вырисовывается их преданность из-
бранному делу жизни, верность служению искусству.
Ю. В. Мудров
Вспоминая о Василии Алексеевиче Пуш кареве
А .
А . Я к о в л е в
К сожалению, встречался я с
Василием Алексеевичем не часто,
как хотелось бы, но даже краткий
разговор, дружеское рукопожатие
вызывали душевное волнение и
чувство благодарности. Я всегда
помнил, чем я обязан Василию
Алексеевичу, гордился и дорожил
его вниманием. И, конечно, всякий
раз вспоминалась мне наша первая
встреча. Она была непредсказуемо
срежиссирована судьбой, неожидан-
но подарившей мне то, о чем я тогда
и мечтать не смел.
Произошло это 46 лет назад,
в 1964 году. 3 ноября, по тради-
ции, накануне главного советского
праздника, более, чем в сорока
залах Русского музея открылась
«зональная» выставка произведе-
ний ленинградских художников,
названная «Ленинград». Все газеты
посвятили ей обширные рецензии, о
ней говорили по радио, с ней знако-
мило телевидение. В те годы наши
выставки были еще нужны людям,
и у касс выстраивались очереди. Ко-
нечно, участие в такой выставке, да
еще в Русском музее для художника,
тем более, молодого, - событие! Ну,
а заметный успех? Это было оченеь
приятно, и, понятно, меня все время
тянуло на выставку. Что скрывать:
конечно, к своим картинам. В тот
день в музее было особенно людно.
И это радовало. В залах, залитых
ярким светом, живопись смотрелась
свежо и сочно. Я шел по музею и
вдруг еще издали увидел, что две-
ри зала, где висели мои холсты,
плотно закрыты. В чем дело? Что
случилось?
Бдительная смотрительница
мгновенно оказалась возле меня,
лишь только я пытался приоткрыть
двери и заглянуть за них.
- Почему закрыли залы? Что
это за порядки?
Назревающий конфликт привлек
внимание оказавшихся рядом зри-
телей. Рассчитывая на поддержку, я
обратился к народу: «Люди приходят
на выставку, а перед ними закрывают
двери, лишая их возможности.
..».
Сбитая с толку старушка, от-
тесняя меня от дверей, пыталась
объяснить:
- Вы же разумный человек,
должны понять: в городе грипп,
смотрителей не хватает. это вре-
менно. может, сегодня и откроют.
Начальство наше знает, наш брига-
дир в курсе.
Я ее не слушал.
Увидев у стены столик с телефо-
ном, я подошел к нему и решительно
снял трубку. Рядом лежал листок
с перечнем служебных телефонов.
Список начинался фамилией ди-
ректора: Пушкарев Василий Алек-
сеевич. Кто же, как не директор,
ответственен за все эти безобразия?!
Я трижды повернул диск. Зрители
молча уставились на меня, ожидая
развязки. Гудок, еще гудок.
55
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 54 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст