^ З наменитой Петришуле - 300 лет!
портреты были переданы Русскому
музею, где и сейчас хранятся в за-
пасниках, но к юбилею школы руко-
водство музея пообещало предоста-
вить фотокопии этих портретов на
холсте, что позволит максимально
воссоздать исторический образ
актового зала.
XVIII ВЕК
При торжественной закладке
St. Petrischule, получившей статус
«Schule der Sprache, Künste und
Wissenschaften» (Школа языков,
наук и искусств), в фундамент
здания была заложена бронзовая
медаль. Проект финансировал
Г. Х. Штегельман, банкир и при-
дворный поставщик. Автором про-
екта был архитектор М. Л. Гофман.
Первым директором школы был
богослов А. Ф. Бюшинг, пригла-
шенный из Германии Екатериной II
в 1761 году. Именно он разработал
план для учебных учреждений ново-
го типа, главным из которых явля-
лась Петришуле. В 1762 году объяв-
ление оповещало горожан о том, что
новая школа «отворена быть имеет»
1 октября, и что «юношество муже-
ского пола, желающие быть учены-
ми, приобретут в сей школе случай
научиться всему тому основательно
и достаточно, что они по спра-
ведливости знать должны, дабы с
пользою вступать могли в универси-
теты». Первые преподаватели также
были немцами: физик и математик
И. Ф. Бекман из Геттингенского
университета и географ И. Г. Лак-
сман. Из знаменитых учеников
того времени можно назвать имена
Г. Ферстера, совершившего кругос-
ветное путешествие с экспедицией
Д. Кука, и К. И. Росси, знаменитого
архитектора. Существует даже леген-
да, что Петришуле неспроста получи-
ла в будущем «№ 222», потому как
эти цифры, будто в память о Росси
и его творении улицы Росси, длина
которой 220 м, ширина 22 м, и высота
домов составляет также 22 м.
Территория, на которой была
построена школа, принадлежала
финской евангелической церкви, а
потому, вероятно, не обошлось без
трудностей. В связи с этим потре-
бовался Указ императрицы Екате-
рины II от 20 января 1764 года «Об
освобождении школы при церкви
Святого Петра от всех притеснений
и полицейских тягот». Школа была
взята «под Высочайшее покрови-
тельство», о чем свидетельствовала
Жалованная грамота, подписанная
императрицей.
XIX ВЕК
В 1799 году архитектору Д. Фер-
рари была поручена реконструкция
школы в связи с возросшим числом
учеников. Только за первые полгода
после открытия их число увеличилось
в шесть раз. Феррари, работавший в
то время над зданием Думы на Не-
вском проспекте в непосредствен-
ной близости от Петришуле, что по-
видимому, и повлияло на решение о
выборе архитектора, надстроил над
боковыми крыльями школы еще
один этаж. К тому времени в моду
входил классицизм, и ликвидация
архитектором барочных наличников
пилястр боковых портиков явились
тому доказательством. В таком виде
первая школа Петербурга вступила
в XIX век.
К 1800 году Петришуле, со-
стоявшая уже из 5 учебных заведе-
ний (мужская гимназия, реальное
училище для мальчиков, женская
гимназия, городское шестиклассное
училище с бесплатным образовани-
ем для девочек, сиротское училище
при церкви), по праву считалась
лучшей среди других образова-
тельных учреждений, став одним
из интеллектуальных центров сто-
лицы. Здесь преподавали при-
знанные деятели науки и искусства
Э. Г. Лаксман и А. Л. Шлецер,
Л. И. Галич и И. М. Борн, Н. И. Греч
и Э. Х. Ленц. Среди выпускников
были участники Отечественной
войны 1812-1814 годов, декабри-
сты: М. И. Фонвизин, А. А. Крюков,
А. Ф. Бригген. Вообще XIX век по
количеству знаменитых выпуск-
ников был очень «плодотворным»:
К. И. Росси, К. Л. Тон, Н. Л. Бенуа,
К. К. Шмидт, М. Е. Месмахер,
A. И. Михайловский-Данилевский,
B. И. Туманский, Е. Б. Кульман,
М. П. Мусоргский, В. В. Юнкер,
Н. Е. Сверчков, Г. П. Гельмерсен,
К. А. Раухфус, П. Ф. Лесгафт,
К. И. Май и многие другие. Во вто-
рой половине столетия с лекциями
в Петришуле выступали Д. И. Мен-
делеев, И. М. Сеченов, Н. И. Косто-
маров, А. Н. Бекетов. С 1832 года
выпукники получали золотой пер-
стень с гравировкой «^Р» ^Ло1а
РеШпа) - символ посвященности.
Поистине для многих было честью
учиться в Петришуле, и люди раз-
Золотой перстень
с гравировкой «РБ».
1900-е гг.
ных профессий стремились отдать
туда на учение своих детей.
К 1872 году в школе было свы-
ше тысячи учеников, что привело
к кардинальной реконструкции
здания в 1876-1877 годах. Автором
проекта был А. Х. Пель, выпускник
Петришуле, выполнивший работу
безвозмездно, отдав дань уваже-
ния воспитавшему его училищу. В
результате реконструкции здание
стало четырехэтажным, а со стороны
двора возвели средний флигель. В
новом актовом зале разместили ста-
ринные печи, а над залом появились
помещения педагогического совета
и библиотеки, собрание которой на-
считывало тридцать тысяч томов!
ВНУТРЕННЕЕ
УБРАНСТВО
В 1912 году, когда количество
учеников достигло уже 1700, Петри-
шуле отпраздновала свой 200-лет-
ний юбилей. В 1913-1915 годы была
проведена последняя реконструкция
по расширению здания по проекту
архитектора В. Э. Коллинса, тоже
бывшего выпускника. В итоге школа
получила пятый этаж, библиотеку
с сорокатысячным собранием книг
и роскошную парадную лестницу с
медным колоколом.
Внутреннее убранство школы
представляло собой настоящее произ-
ведение искусства: высокие сводчатые
потолки, кованые перила мраморной
лестницы, просторные учебные по-
мещения с новейшими техническими
приборами того времени и, конечно,
роскошный актовый зал.
В XIX веке актовый зал Пе-
тришуле стал одним из культурных
центров Петербурга. В 1800-е годы
в нем проходили собрания Вольного
общества любителей словесности,
художеств и наук; в середине века на
заседаниях Общества петербургских
врачей там часто делал доклады
7
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 6 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст