^
/1'
узеи Петербурга
конечные перегородки в Кухонном
коридоре (галерея Растрелли), де-
лившие его на три десятка кладовых.
Не дошли руки и до соседнего с ним
помещения, представлявшего собой
разделенную вдоль и поперек одну
огромную полутемную кладовую. Как
и Кухонный коридор, это помещение
(теперешний зал Египта), также было
двухуровневым. Под низкими свода-
ми еще недавно располагались двор-
цовый Главный буфет и пожарный
караул, а на антресолях - бесчислен-
ные опустевшие кладовые, в которых
некогда хранились запасы провизии,
и чуланы с кухонной утварью, ко-
торая имелась в количестве, доста-
точном для того, чтобы приготовить
ужин для трех тысяч гостей. Если
кладовые со съестными припасами
были опустошены, вероятно, еще при
А. Ф. Керенском, то чуланы по-
прежнему стояли не разобранными.
Работы здесь начались только в 1926
году, а закончились за год до войны.
Только в 1940 году занимав-
шийся всеми работами во дворце
архитектор А. В. Сивков соединил
его с Новым Эрмитажем, сделав
переход под Висячим садом.
Здесь же, в самом конце Кухон-
ного коридора, выходящие окнами
во внутренний двор комнаты, также
были разделены антресолями на
два этажа. Первый этаж занимали
дворцовые кухни с огромными пли-
тами, вертелами для жарки мяса и
печками, в которых пекли хлеб. Там
же были кофешенские и пирожные,
где придворные кондитеры готови-
ли сласти, которых не подавали ни
в одном ресторане города.
На антресолях располагались око-
ло 30 крошечных квартирок для слу-
жащих в основном Гофмаршальской
части, занимавшейся довольствием
Двора. Скорее всего, именно эти и
другие квартиры, располагавшиеся в
подвальных этажах, были признаны
непригодными для жилья.
В 1920-х годах все то пока было
на своих местах, разборкой дворцо-
вых кухонь, которые, кстати сказать,
были пяти разрядов (не считая Соб-
ственной) еще никто не занимался.
Работы в Зимнем дворце и в Эр-
митаже начали в августе 1922 года
(то есть еще до того, как Зимний
дворец был передан Эрмитажу).
Правление Дворца искусств отдало
распоряжение на оплату счетов «за
полную очистку мусорных и помой-
ных ям, подвалов, проездов и дворов
Дворца искусств и Эрмитажа, а так-
же за уборку золы, гари и строитель-
ного мусора, годами накопившегося
в Шуваловском проезде и в подвале
Электрической станции»24.
В восточной части дворца работы
начались только к 1927 году. Об этом
свидетельствует ответ управделами
Эрмитажа ленинградскому комен-
данту Федорову, который требовал
«принять срочные меры по очистке
прохода между Эрмитажем и Двор-
цом искусств для прохода Перво-
майской демонстрации». В ответе
говорилось: «Очистка указанного
прохода не может быть произведена,
так как в б. Зимнем дворце ведутся
силами безработных большие обще-
ственные работы по переоборудова-
нию б. Зимнего дворца и в указанном
проходе сложена масса строительного
материала от производства обще-
ственных работ»25.
Всего в восточной части дворца
(помещения, выходящие в Кухон-
ный двор) было разобрано около
60 плит и сняты многочисленные
перегородки.
В 1920-е и 1930-е годы маршруты
праздничных шествий всех районов
города были точно определены. Так,
например, колонны демонстрантов
Василеостровского и Московско-
Нарвского районов, пройдя по Двор-
цовой площади, сворачивали в проезд
между Зимним и Эрмитажем и вы-
ходили на набережную. Потом одна
колонна сворачивала на Дворцовый
мост, а другая шла дальше по набе-
режной в сторону Московского про-
спекта. В 1927 года этот привычный
уже маршрут пришлось изменить и
свернуть на набережную по Машкову
переулку, а не через Черный проезд.
В довоенные годы дворец по-
прежнему отапливался амосов-
скими печами, установленными во
время восстановления дворца после
пожара 1837 года. Печи располага-
лись в подвалах, и в части дворца,
занимаемой Музеем Революции,
судя по описи, составленной в фев-
рале 1928 года, находилось двадцать
таких печей, которые обслуживали
восемь человек истопников и дро-
воносов26.
До 1926-1927 годов в Зимнем
еще существовали дворцовые кла-
довые: ливрейная, бельевая, пор-
тьерная, медная, сервизная, а также
Собственный буфет при жилых
покоях Николая II на втором этаже
северо-западного ризалита дворца.
В Бриллиантовой кладовой
в 1920-х годах стояли железные
сундуки, заполненные не драго-
ценностями, а мехами. Дело в том,
что коронные бриллианты, там
хранившиеся, в 1914 году вывезли
в Москву - эвакуировали вместе
с сокровищами эрмитажной кол-
лекции, а в освободившееся по-
мещение кладовой перенесли из
других хранилищ царские меха. В
1922 году их осматривала комис-
сия - председатель ЧК по изъятию
ценностей Ральцевич и зав. имуще-
ством Дворца искусств Давидович.
Содержимое одного из них, который
был неплотно закрыт, оказалось по-
порчено молью. Меха высушили во
дворе, пересыпали нафталином и
убрали на место27.
В конце 1926 года помещение
Бриллиантовой кладовой было
передано Музею Революции в об-
мен на Ротонду.
Содержимым тех кладовых
музей пользовался на протяжении
нескольких лет, выдавая сотруд-
никам хранившиеся в них вещи.
Дежурные и охранники получали
выездные шинели на волчьем меху,
валенки из бобрика, скатерти, ткани,
посуду. Для реставрационных работ
из этих кладовых брали брезент,
войлок, шелковую обойную мате-
рию, сукно.
Распоряжения о выдаче со-
трудникам то валенок, то тулупов
или материи встречаются вплоть
по 1926 год.
«9 октября 1922 г. Из склада лив-
рейной кладовой Дворца Искусств
выдать смотрителю комнатного
имущества т. М. И. Чистякову для де-
журных при Исторических комнатах
шинель выездную серую с перединой
на волчьем меху - 3 шт.»
«...выдать со склада портьер-
ной кладовой шелковую обойную
материю.
..».
«. выдать со склада бельевой
кладовой Дворца Искусств: скатер-
тей гербовых 2 шт., ветоши салфет-
ной - 1 пуд, брезенту, войлоку.
.».
«11 декабря 1922 . выдать со
склада ливрейной кладовой валенок,
изготовленных из бобрика - 5 пар».
В 1926 году зав. Историческими
комнатами Н. В. Васильев отдал
распоряжение «распределить для
постов имеющиеся в ливрейных
кладовых тулупы и валенки»28.
В начале 1920-х годов не только
первый, но и третий этаж дворца в
71
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 70 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст