И
стория учреждении
Трагніеская история
создания коммерческого порта
Санкт-Петербурга
(не публиКовавшаяся ранее хрониКа
событий
1 8 7 4 — 1 8 8 0 годов,
с прологом и эпилогом)
Ю
. Н
. Д р ю к о в , Т . В . Б у р к о в а
ПРОЛОГ
В июне 1857 года великий князь
Константин Николаевич1, факти-
ческий глава Морского министер-
ства2, вернувшись из поездки в
Европу, горестно отметил, что там
«...каждый из самых малых портов
в 5 раз обширнее Кронштадта и
более снабжен всем необходимым
для постройки и снабжения судов.
Насмотревшись на эти богатства и
огромные средства, действительно
можно было впасть в отчаяние при
виде Кронштадта с его пустыми
магазинами, мелкой гаванью и ни-
чтожными верфями»3.
Решить проблему создания
Морского Коммерческого порта
для Санкт-Петербурга вроде бы,
казалось, не так уж и сложно, ведь
множество его проектов, предла-
гаемых правительству в середине
XIX века, сводились, в основном, к
следующему.
1. Так как мелководье Финского
залива заставляло глубоководные
торговые суда разгружаться в крон-
штадтских гаванях, то устроить для
них от Кронштадта к Петербургу спе-
циальный морской канал с портовыми
гаванями и складами на побережье.
2. Соединить новый порт желез-
ной дорогой со всеми железными
дорогами, подходящими к городу.
3. Подвести к порту барочный
обводный канал, позволяющий
волжским судам с хлебом подойти
прямо к его причалам.
И тогда три торговых пути - мор-
ской, речной и железнодорожный -
наконец-то радостно сомкнутся в
новом порту во имя славы и обога-
щения Российской Империи.
Один из проектов создания
нового Коммерческого порта был
предложен Николаем Ивановичем
Путиловым4. Он уже проявил себя
как деятельный и энергичный про-
мышленник - в 1863 году совместно
с П. М. Обуховым 5 и С. Г. Кудрявце-
вым6 организовал металлургический
завод, после смерти Обухова на-
званный Обуховским, а в 1868 году
основывает свой собственный завод,
названный Путиловским. Николай
Иванович пользовался уважением
Императорского дома и был уверен,
что данное предприятие принесет вы-
году и торговле Санкт-Петербурга, и
непосредственно ему самому.
Заручившись поддержкой ве-
ликого князя Константина Ни-
колаевича, Путилов приступает
к реализации своего проекта. Он
договаривается о привлечении
капиталов российских и западных
банкиров, скупает земли, на кото-
рых будет строиться порт, и даже
начинает его строительство. Тем
более что на правах закона в марте
1870 года было Высочайше утверж-
дено «Положение о железной дороге
Путиловского Товарищества» (За-
Иисус же говорил:
Отче! прости им,
ибо не знают, что делают.
Лк., 23: 34.
Портрет Н. И. Путилова.
Худ. П. Ф. Борель
кон № 48189)7, а в мае 1871 года -
«Устав Общества товарных складов
при железной дороге Путиловского
товарищества в С.-Петербурге» (За-
кон № 49628)8.
21
мая 1871 года происходит
торжественная закладка товарных
складов, а 23 октября Николай
Иванович представляет на своем за-
воде план будущего Коммерческого
порта и показывает уже произве-
денные им на взморье работы. Все
очень впечатляюще. «Всемирная
Иллюстрация» посвящает этому
событию восторженную статью9.
Министр финансов М. Х. Рейтерн10
77
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 76 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст