( / ! <
стория учреждении
78
планирует приобрести за счет казны
часть акций по устройству Путилов-
ского порта.
Но у Путилова тут же появ-
ляются и противники. Это санкт-
петербургское купечество, владель-
цы лихтеров и определенная часть
чиновников. Так, министр путей
сообщения граф А. П. Бобринский11
представляет Александру II до-
клад о необходимости рассмотреть
еще несколько проектов создания
Морского канала и Коммерческого
порта, назначить для этого осо-
бый временный комитет и, пока
комитет выбирает лучший вариант,
никакой финансовой поддержки
каким-либо проводимым работам
не оказывать.
Ввиду возможного строитель-
ства порта в другом месте достиг-
нутые Путиловым договоренности
с банкирами были расторгнуты.
Учрежденный 20 января 1872
года Комитет рассмотрел 15 пред-
ложенных проектов и выбрал из
них только два: проекты Яницкого
и Путилова.
Граф Бобринский считал, что
Морской канал до Невы должен
проходить по Гребному фарватеру
к Канонерскому острову (проект
Яницкого). Но члены Комитета
решили, что предпочтение все-таки
следует отдать проекту Путилова и
устроить канал к Екатерингофско-
му фарватеру и между Канонер-
ским островом с одной стороны и
Вольным и Гутуевским островами
с другой стороны. Министерству
путей сообщения12 теперь надлежа-
ло «составить подробный проект
по соглашению с министерствами
морским и финансов и затем дать
делу дальнейший ход, сколь можно
неотлагательно»13. Под этим реше-
нием подписались: великий князь
Константин Николаевич, генерал-
адъютант К. В. Чевкин14 и министр
финансов М. Х. Рейнтерн.
Работа по решению всех техни-
ческих и финансовых вопросов, свя-
занных с будущим строительством
Морского канала, была закончена
в министерстве путей сообщения в
июне 1874 года.
ДАЛЬНЕЙШИЙ ХОД
СОБЫТИЙ
С 13 июля 1874 года в должность
министра путей сообщения вступает
генерал-адъютант К. Н. Посьет15. Он
пишет докладную записку Алексан-
дру II, в которой выражает сомнение
в правильности выбора островной
части канала - так как Морской канал
должен соединяться с проектируе-
мым Барочным каналом, то вести
его следует в более южном направ-
лении - по реке Екатерингофке16.
Предположения эти удостои-
лись Высочайшего утверждения 21
августа 1874 года; «при чем, между
прочим, Высочайше повелено:
“Соединение С.-Петербургского
морского канала с Невой направить
по Екатерингофскому рукаву, с
выходом между Гутуевским и Ека-
терингофским островами против
Подзорного острова”»17.
Теперь канал будет проходить
непосредственно у создаваемых Пу-
тиловым портовых сооружений.
Узнав об этом, сразу же всполо-
шилось купечество. Петербургский
биржевой комитет18 посылает в
Министерство путей сообщения
несколько записок о том, что в ре-
зультате произведенного изменения
проекта может пострадать внутрен-
ний Невский порт.19 А ведь купцы
так надеялись, что разгрузка при-
шедших в столицу глубоководных
заграничных судов будет произво-
диться на существующих буянах.
К. Н. Посьет не считает эти
замечания серьезными, полностью
соглашаясь с рапортом, поданным
ему 30 сентября 1874 года пред-
седателем Временного управления
по устройству Морского канала
Ф. И. Энрольдом20, в котором го-
ворилось: «.
..полагал бы вполне до-
казанным, что южное направление
соединения Морского канала с Не-
вой не только во всех отношениях
превосходит направление северное,
но и представляет единственно
полное и рациональное решение об
устройстве порта в С.-Петербурге,
не имевшем по причинам весьма
разнообразным, с самого основания
своего в течение 170 лет, никакой
правильно устроенной гавани.
Вывод этот подтверждается как
всем существом дела, так и раз-
бором доводов, представленных
Биржевым купечеством против
южного направления. Выбрать
северное направление значило
бы пожертвовать в настоящем и
будущем общегосударственными
интересами, для достижения ко-
торых имеется израсходовать до
7 000 000 казенных денег, в пользу
маловажных временных выгод, ко-
торые доныне с достаточною полно-
тою не выяснены.21
Карта устьев реки Невы (исправленная на 1 января 1874 г).
Из фондов Отдела картографии РНБ
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 77 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст