И
стория учреждении
Если в отдаленном будущем
порт, благодаря предоставлению
ему южного направления канала,
возможности расширения почти
беспредельно, достигнет невооб-
разимого ныне развития, <.
..> то
тогда не покажется значительным и
расход на прорытие второго соеди-
нения Морского канала с Невою по
отмелям, расположенным севернее
Канонерского острова.
..»22
Ранее же, в мае 1874 года, в Осо-
бом совещании под председатель-
ством великого князя Константина
Николаевича были рассмотрены три
предложения действительного стат-
ского советника Н. И. Путилова об
устройстве Санкт-Петербургского
Коммерческого порта23.
1. Соединить Общество товар-
ных складов и Товарищество Пу-
тиловской железной дороги в одно
акционерное общество с капиталом
в 20 млн металлических рублей
и с выдачей правительственной
гарантии.
Решение.
Гарантия может быть
выдана только на железную дорогу
и только если она будет продолжена
до Морского канала с устройством в
оконечности ее небольшой морской
пристани.
2. Представить учредителю и
приглашенным им лицам подряд по
сооружению Правительственного
морского канала, по сметным ценам,
с представлением залога.
Решение.
Путилов, если он
соединится с лицом или фирмой,
удовлетворяющим условиям Вы-
сочайшего повеления, может по-
дать заявку на участие в конкурсе
на получение подряда на общих
основаниях.
3. Выплатить учредителю за
приобретенные им земли и произве-
денные работы по железной дороге и
портовым сооружениям 3,5 млн ме-
таллических рублей наличными день-
гами с тем, что правительство примет
на себя осуществление дальнейших
работ по своему усмотрению.
Решение.
Никаких выплат каз-
на делать не будет, тем более что
по проведению Морского канала
приобретенные Н. И. Путиловым
«местности, ввиду представляемых
ими удобств для торговли, получат
весьма высокую ценность в срав-
нении с условною стоимостью их в
настоящее время»24.
Кроме этого, великий князь
Константин Николаевич отметил,
что «устройство порта по окончании
канала потребует несколько лет для
своего осуществления, и таким обра-
зом и самый Морской канал в течение
нескольких лет не будет приносить
всей той пользы, которую он мог бы
доставить торговле, если бы коммер-
ческий порт уже был готов»25.
31
октября 1874 года Путилов
совместно с фирмой «Эдвин Кларк,
Пончард и С°» подписывает «КОН-
ТРАКТ на производство работ и
поставок по устройству Санкт-
Петербургского Мо рс к о го ка-
н а л а ».26 Он победил в конкурсе,
так как ему было предоставлено
«преимущественное право, ввиду
общности интересов строителя ка-
нала и порта»27.
Необходимо ускорить решение
вопроса о получении гарантии на
железную дорогу. 3 июля 1875 года
Путилов пишет Посьету:
«Милостивый Государь Кон-
стантин Николаевич.
Вчера я нашел письмо Вашего
Превосходительства к Министру
Финансов о гарантии моей дороги
в Департаменте Мануфактур, без
резолюции.
Сегодня в час словесный доклад
товарищу Министра.
В субботу предполагается отъ-
езд Министра Финансов.
Завтра или сегодня вечером
товарищ будет иметь объяснение с
Министром.
Если гарантия не будет решена
в эти два дня, - то отложится до
осени.
Мне не вытянуть.
Сердце изнывает.
Во имя великого для России
дела порта умоляю принять меры
порешить вопрос о гарантии до
отъезда Михаила Христофоровича
<Рейтерна. -
Авт.>.
Простите великодушно: - Удив-
лю и порадую громадностью и успе-
хом работ.
Искренне благодарный, пре-
данный, покорный
Слуга Ваш. Н. Путилов»28.
Барон А. И. Дельвиг29, характе-
ризуя в своих мемуарах Путилова
как человека, который вследствие
своего оптимизма часто надеялся
на удачу, добавляет: «но и вполне
не доверять надеждам Путилова не
могу, потому что ему удавалось ча-
сто то, что мне казалось совершенно
невозможным»30.
Итак:
- при распределении земляных
работ при устройстве Морского
канала Путилову были предостав-
лены в собственность «земли из
выемки в количестве до 225 тыс.
куб. саж., чем обеспечивалось
устройство портовых дамб на ли-
нии канала, и теперь не имеющие
цены отмели, - с насыпкою на
них этой земли получали весьма
значительную ценность»31;
- по окончании работ он должен
был сдать государству машины
и принадлежности только на 1/4
часть общей контрактной их произ-
водительности, то есть из 1080 куб.
саж. - только на 270 куб. саж. Таким
79
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 78 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст